Что такое фаркоп (ТСУ) и как его выбрать

Иногда возникает ситуация, когда в машине не хватает места, а груз перевезти надо. Не спасает ни основной багажник, ни дополнительные приспособления на крыше (рейлинги). Выручит прицеп, но редко какой легковой или даже грузопассажирский автомобиль в базовом исполнении оснащён приспособлением для его буксировки. Проблему несложно разрешить.

Для чего в машине нужен фаркоп (ТСУ)

Просто так привязать прицеп к заднему бамперу и отправиться в поездку никому и в голову не придёт. Понятно, что может произойти, если тяжёлая повозка отцепится от тягача на большой скорости и вылетит, например, на встречную полосу.

Поэтому надёжное крепление прицепа должно быть не просто прочным, но и стандартизованным:

  • любая ошибка в конструировании тягово-сцепного устройства (ТСУ) должна быть исключена, поэтому узлы обязаны быть сертифицированными и проверенными самыми совершенными методами автомобильной науки;
  • к машине, оснащённой типовым фаркопом, желательно без каких-либо переделок подсоединять любой прицеп со стандартными креплениями;
  • при монтаже изготовленного сторонним производителем буксирного устройства, производитель автомобиля должен предусмотреть наличие прочных точек в конструкции кузова или рамы, на которые и ориентируются разработчики ТСУ.

Проще всего должно быть владельцу авто. Ему достаточно приобрести комплект фаркопа от одного из известных производителей и обратиться в авторизованную или сертифицированную компанию за установкой купленного приспособления.

Читайте еще: Можно ли мыть двигатель на автомойке и как правильно это делать

После чего иметь гарантию, что купив любой прицеп из перечня разрешённых для данного автомобиля по массе, нагрузке, наличию тормозов и прочим характеристикам, он сможет просто подсоединить его к имеющемуся крюку или шару, получив полную совместимость по всем механизмам, включая электрический разъём. Для этого и необходим фаркоп с унифицированным типом соединителя.

Виды и классификация по типу шара

Общим в конструкции всех ТСУ гражданского типа является наличие шарового соединения. Такой тип механического разъёма позволяет с одной стороны быстрое соединение дышла прицепа с тягачом и надёжную фиксацию замковым устройством, а с другой – обеспечивает широкий диапазон углов между осями прицепа и тягача, как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях.

Прочие элементы крепежа и оформления могут быть различными.

Несъемный крюк

Полностью несъёмных крюков (шаров с кронштейнами) не существует, но многие конструкции подразумевают довольно объёмную работу в случае демонтажа крюка с шаром. Обычно это крепление кронштейна к поперечине через несколько болтовых соединений с гайками.

Случалось и применение сварки, но в конечном счёте вся конструкция подрамника фаркопа всё равно крепилась с учётом возможности демонтажа.

Такой тип ТСУ применяется в конструкциях тяжёлых, обычно рамных автомобилей, регулярно эксплуатирующихся с прицепом. У остальных постоянно выступающий за габариты крюк с шаром становится источником неудобств и лишних вопросов со стороны ГИБДД.

Съемный крюк (быстросъемный)

Всех проблем можно избежать, сделав крюк с шаром быстросъёмными, без применения какого-либо инструмента. Обычно там применяются поперечные пальцы, иногда эксцентриковые для надёжного запирания без люфта.

Для предотвращения криминала и вандализма возможна защита разъёмного механизма с помощью замка.

Применение легкосъёмных кронштейнов может быть вынужденной мерой, поскольку в ряде версий автомобильного законодательства транспортное средство может быть оснащено фаркопом только непосредственно в момент движения с прицепом.

Отсоединив прицеп, необходимо тут же снять и крюк с кронштейном, для чего применять инструмент и отворачивать корродирующие болты было бы очень неудобно.

Американский квадрат

Разновидностью быстросъёмного крепления кронштейна с крюком является квадрат американского типа, когда профильная труба наружного размера в два дюйма входит в такое же квадратное отверстие на поперечной балке конструкции фаркопа.

Фиксация происходит поперечным стальным пальцем через совмещённые отверстия обоих квадратов.

Иногда таких отверстий делается несколько для регулировки вылета крюка относительно бампера. Точно так же возможно изменение положения шара по высоте через резьбу на этой детали и наличие нескольких гаек. Пользование прицепами в Америке чрезвычайно распространено, отсюда и такое мощное стандартное приспособление.

Что такое розетка для фаркопа

К электрооборудованию прицепа необходимо подать напряжение от цепей тягача. Это габаритное освещение, сигнализация поворотов и торможений. Тип электрического разъёма и назначение на нём контактов (распиновка) стандартизованы, чтобы при смене прицепа не приходилось заниматься электромонтажными работами.

По теме поста: Как проверить электронную педаль газа и починить при необходимости

Достаточно просто подсоединить вилку прицепа к розетке фаркопа, установленной рядом с крюком. В незадействованном состоянии розетка обычно плотно закрывается специально предусмотренной подпружиненной крышкой с уплотнением.

В простых прицепах для легковых машин применяется 7-контактный разъём фаркопа. Если подразумевается буксировка прицепа-дачи (трейлера, дома на колёсах), то там потребуется более продвинутый 13-контактный разъём с дополнительными цепями.

Штекер на 13 контактов

Разводка в обоих вариантах стандартизована.

Рекомендации по выбору

В первую очередь следует определиться с общей массой прицепа, наличием у него тормозов, допустимостью автомобиля к буксировке таких тяжёлых конструкций и водителя к работе на автопоезде, определение которого дано в ПДД.

Соответственно предполагаемому типу буксируемого груза выбирается фаркоп, который тоже имеет ограничения по нагрузке. Превышать их очень небезопасно. Как и рисковать при выборе производителя между солидными и никому не известными.

Гарантированно прочным и не критически дорогим будет фаркоп производства бельгийской компании Bosal. Крупный специализированный производитель товаров истинно европейского качества.

Неплохим выбором станет продукция шведской фирмы Thule, известной в России своими дополнительными автомобильными багажниками. Ей же принадлежит бренд Brink, не так давно и самостоятельно известный.

Отечественные производители известны компаниями Baltex и Leader, также выпускающими надёжную и прочную продукцию в широком ассортименте.

Естественно, этим список производителей не ограничивается. По каждому из них в сети несложно найти полезную информацию, после чего и определиться с выбором.

Оставить отзыв

К началу страницы