Для охлаждения воздуха в салоне автомобиля его многократно прогоняют вентилятором через испаритель системы кондиционирования, имеющий температуру чуть ниже нуля градусов. Если представить себе, какой объем воздуха проходит сквозь все воздуховоды, трубки и соты, то становится понятно, что в чистоте детали обеспечения климата остаться не смогут.
Содержание статьи:
Даже малейшие загрязнения в воздухе, постоянно осаждаясь на поверхностях, быстро создадут там накопления не всегда приятно пахнущих веществ.
Зачем нужна дезинфекция кондиционера автомобиля
Помимо всевозможной грязи органического и минерального происхождения, участки системы быстро станут домом для микроорганизмов. Это бактерии, питающиеся содержимым воздушных потоков, быстро размножающиеся и организующие целые колонии. Продукты их жизнедеятельности дают характерный затхлый запах, свойственный местам, где много влаги и мало проветривания.
С проветриванием в кондиционере всё нормально, но используется для этого один и тот же воздух, многократно проходящий через салонный фильтр и охладитель. Фильтр не идеален, даже если он содержит активированный уголь и антиаллергены. Он в свою очередь забивается и становится источником запаха. А радиатор испарителя буквально зарастает плесенью и семействами бактерий.
По теме: Как пользоваться кондиционером и не навредить здоровью
Если снять с автомобиля долго работавший и не подвергавшийся очистке испаритель, то картина впечатлит. Структура трубок и рёбер теплообмена почти полностью забита налётом, грязью и плесенью.
Здесь всегда много влаги, поскольку при охлаждении газа он проходит через точку росы, выделяется вода, которая должна стекать через дренаж. Но даже если сливные трубки не забиты, часть влаги остаётся в пористых структурах отложений. Этим активно пользуются бактерии.
Отсюда видна разница между чисткой и дезинфекцией. Вторая заключается в уничтожении и удалении микроорганизмов, одновременно с лишением их питательной среды. Помимо неприятного запаха, это избавит и от опасностей заражения пассажиров, неизвестно сколько там бактерий, просто ароматизирующих салон, а сколько болезнетворных.
Как проводится чистка автокондиционера в домашних условиях
Процесс очистки можно доверить профессионалам, занимающимся клинингом салонов автомобилей в комплексе, но достаточно просто сделать это и самостоятельно, сэкономив немалые средства. Всё необходимое для очистки и дезинфекции имеется в продаже.
Это интересно: Зачем зимой включать кондиционер в машине
Очистке подлежат все узлы системы, расположенные в салоне:
- радиатор испарителя;
- воздуховоды и заслонки;
- дефлекторы;
- воздушный фильтр, он не чистится, а заменяется на новый.
Средства поставляются в различных видах, как по физическому состоянию и способу применения, так и по химическому составу. Не обязательно все они должны быть предназначены именно для применения в автомобиле.
Выбор очистителя
Теоретически можно полностью разобрать климатическую установку и отмыть её при помощи стирального порошка или подобного средства, специализированного для автомобилей.
Но практически это не очень реально, поскольку трудозатратно, потребует специальных навыков и знаний, а также перезаправки кондиционера, поскольку при снятии испарителя будет утерян хладагент. Поэтому основные способы очистки подразумевают покачивание через систему различных составов без демонтажа деталей.
Аэрозоль
Составы для дезинфекции могут поставляться в аэрозольных упаковках. Это баллон под давлением, снабжённый трубочкой для точного распыления.
Способы применения примерно типовые:
- обработка проводится при работающем двигателе;
- демонтируется салонный фильтр, обычно расположенный в зоне вещевого ящика под пластиковой крышкой;
- в режиме внутренней рециркуляции воздух забирается из зоны фильтра, туда и следует начать распылять средство при включённом на максимальные обороты вентиляторе отопителя;
- при обработке салон герметичен, то есть закрыты окна и двери;
- количество средства для полноценной обработки и время процедуры указывается в инструкции к баллону;
- после обработки кондиционер отключается, а салон проветривается при открытых дверях и работающем вентиляторе.
Между обработкой и проветриванием лучше сделать паузу на четверть часа для более эффективного срабатывания дезинфицирующих веществ.
Пенный очиститель
Если средство применяется в виде пены, то эффективность его работы будет выше за счёт увеличения стойкости состава и времени работы.
Принцип обработки примерно тот же, но пену можно распылять точечно, изучив структуру установки и направляя трубку пенообразователя в наиболее критичные места. В частности, непосредственно на решётку испарителя. Его можно облепить пенным составом, дать ему впитаться и только потом включать вентилятор, пополняя запасы пены со стороны фильтра и радиатора.
При затруднённом доступе можно использовать дренажную трубку для отвода воды, она выходит непосредственно к радиатору.
Хлоргексидин
Это мощный антибактериальный препарат (антисептик) наружного действия, который можно эффективно использовать для автомобильной дезинфекции. Уничтожает даже плесень, грибки и споры.
Его можно приобрести в нужной концентрации или разбавить до конечного значения примерно 0,05%. Раствор заливается в ручной разбрызгиватель, добавка спирта повысит эффективность работы.
Способ применения тот же, состав разбрызгивается при работающем на рециркуляцию кондиционере в зону снятого салонного фильтра. Время обработки и методики те же, что с аэрозолем или пеной.
Механический способ
Случаются ситуации, когда автомобиль приобретался на вторичном рынке, и систему кондиционирования в нём никогда не прочищали.
Поскольку в таком случае наслоения грязи уже настолько обильные и прочные, что никакая химия тут не поможет, узлы придётся демонтировать. Предварительно хорошо подумав о возможности успешного выполнения последующей сборки.
Труд профессионалов обойдётся достаточно дорого, ценники тут от 5000 рублей только начинаются. Но последствия неграмотной переборки будут ещё более неприятными. Современная система климат-контроля очень сложна и при малейших ошибках нормально работать уже не сможет.
К тому же придётся иметь дело с крупными деталями из пластика, обычно уже деформированными, которые, если не знать нюансов, станут источниками неустранимых звуков при езде. А нормально перезаправить систему можно только располагая специализированным автоматическим стендом с функциями вакуумирования и нормирования смеси фреона с маслом.
Потребуется также заменять одноразовые уплотнения. Для чистки сильно загрязнённых деталей, особенно радиатора, также потребуется специальное оборудование.
Дезинфекция испарителя и воздуховодов
Дополнительно продезинфицировать испаритель и идущие от него воздуховоды можно применением дымовых шашек, специально для этого предназначенных. Делать это лучше на следующий день после обработки чистящими пенными аэрозолями.
Ещё по теме: Как самому отремонтировать трубку кондиционера
Инструкция по пользованию указана на шашке. Обычно она просто устанавливается на пол салона и запускается кнопкой под предохранителем.
Фильтр демонтируется, воздушные потоки организуются режимом охлаждения верхней части салона, то есть дым (пар) из шашки проходит по кругу через радиатор. Время обработки – около 15 минут, после чего салон проветривается и ставится новый воздушный фильтр.
Чистка радиатора кондиционера
Радиатор (конденсор) можно очистить последовательным применением моющих средств, воды под давлением и сжатого воздуха. Другими способами спрессованную грязь из мелкой структуры трубок удалить не получится.
Только последовательно размягчая отложения химически поверхностно-активными моющими составами, промывкой под средним давлением и продувкой компрессором. Очистка производится в комплексе с основным радиатором, поскольку по воздушному потоку они работают последовательно, загрязнения одного скажутся на эффективности другого.
Замена салонного фильтра
Салонные фильтры заменяются просто, для этого не потребуется посещать СТО. В инструкциях всегда указано место их расположения, достаточно снять крышку, вытащить старый фильтр и установить новый точно так же, не перепутав пространственную ориентацию. Сроки замены желательно сократить вдвое относительно рекомендованных.
Профилактика
Предотвращение загрязнений сводится к поддержанию чистоты воздуха в автомобиле и регулярности выполнения очисток. Не рекомендуется ездить с открытыми окнами по пыльным дорогам или в плотном городском трафике.
Для этого есть режим внутренней рециркуляции и салонный фильтр. Стоит он недорого, а если его почаще менять, то он хорошо защитит и внутренности системы климат-контроля, и лёгкие пассажиров.
Чем чаще проводить чистку кондиционера, тем качественнее сработают используемые при этом составы. Лучше всего это делать дважды в год, весной и осенью, тогда кондиционер не будет неустранимо загрязняться и издавать нежелательные запахи.