Вопросы, связанные со сроками жизни автомобильных шин, волнуют не только владельцев машин, но и производителей. Технических сложностей с обеспечением длительной сохранности резины не существует, тема скорее правовая и экономическая. Не очень выгодно вкладывать средства в повышение стойкости шин, если сроки ограничены законами, а конкуренты действовать против собственной выгоды не собираются.
Содержание статьи:
Поэтому заявленное время жизни покрышек у всех примерно одинаковое, а опыт показывает, что оно вполне уживается со здравым смыслом.
Какой срок годности резины
Сроком годности считается гарантированное время, в течении которого от шин можно не ждать сюрпризов, производитель уверен, что изделие в любой момент данного промежутка будет соответствовать всем своим характеристикам. А законодательные документы и заводские нормативы конкретизируют данные.
ГОСТ
По ГОСТу 4754-97, который регламентирует свойства поступающих на рынок моделей шин для легкового автотранспорта, устанавливается минимально допустимый срок годности 5 лет. То есть производители обязаны давать гарантию, что при соблюдении правил эксплуатации за это время с шиной ничего не произойдёт, и она полностью обеспечит свои заявленные свойства.
Это не означает, что через 5 лет шину можно выбрасывать, но некоторые из качеств она имеет право частично утратить. Несмотря на имеющийся в среде автомобилистов и профессионалов опыт, что реально покрышки живут до 10 лет, это подтверждают и некоторые производители, после окончания срока годности ответственность за безопасность уже будет брать на себя владелец автомобиля.
Шина может заметно или без видимых изменений утратить многие параметры, в том числе и непосредственно влияющие на безопасность:
- сцепные свойства резиновой смеси протектора с различными типами дорожных покрытий;
- прочность корда, который отвечает за правильность формы профиля покрышки под рабочим давлением и стойкость колеса к ударным нагрузкам;
- герметичность шины, влияющую на вероятность внезапной потери давления, что равносильно разрушению;
- скорость износа в тяжёлых условиях эксплуатации.
Следование рекомендациям ГОСТа поможет избежать неприятностей, по крайней мере существенно снизить их вероятность.
Летние шины
Если кто-то уверен, что резина и за 10 лет не сильно поменяет свои свойства, то скорее это относится именно к летним шинам. Они имеют заведомо более жёсткий и стойкий состав резиновой смеси, прочный корд с минимальной податливостью к боковым уводам.
Но это имеет и обратную сторону. Летние шины подвергаются значительно более жёсткой эксплуатации, что связано с высокими скоростями и температурами – двумя главными врагами дорожной резины. Поэтому не стоит надеяться на особую прочность жёсткой летней резины.
Даже самые скоростные и высококачественные шины рекомендуется менять на новые примерно через предельные 6 лет эксплуатации, не обращая внимания на остаток глубины протектора, что важно, но не гарантирует безопасность.
Зимние
Зимняя резина гораздо мягче, поскольку работает при низких температурах и не должна при этом «дубеть». Каждый зимний тип, а это фрикционная «липучка» и шипованные покрышки, именно этим гарантирует свои сцепные свойства с покрытием, которое кажется абсолютно непригодным для движения.
Ламели фрикционных шин обязаны располагать гибкостью и геометрическими размерами, обеспечивающими максимально плотный контакт рёбер со льдом. Именно так работает зимняя нешипованная шина, а не способом «прилипания», как можно подумать по народному названию. Прилипать там просто невозможно, лёд в зоне контакта подплавляется, и резина скользит.
Это интересно: Что делать если в жару машина не тянет, дергается и глохнет
Шипованные покрышки обязаны удерживать стальные шипы в их гнёздах, при этом позволять им обладать строго определённой свободой. Естественно, если протектор потеряет свои свойства по эластичности, то, как и в случае с «липучками», ничего хорошего в части сцепных способностей со льдом, снегом или даже холодным асфальтом не получится.
Производителю это известно, поэтому принимаются строгие меры по обеспечению долговременной стабильности свойств резины.
Свои 5 лет резина отработает, но надо знать, что под конец срока это уже будет шина с весьма посредственным контактом с зимней дорогой. Владелец, который заботится о безопасности, просто заменит её не более чем через три сезона. Что косвенно поддерживается производителями, примерно с такой же периодичностью обновляющими модельные линейки зимних шин.
Сколько хранится резина без эксплуатации
При хранении шин, даже идеально правильном, они никак не могут помолодеть. Контакт с кислородом воздуха, медленные реакции в резине, пластике и металле, идут постоянно, поэтому хранение входит в гарантированный срок годности.
Покупать шину, которая хранилась эти пять лет – слишком оптимистично. Хотя даже в конце срока колесо останется полностью безопасным и отвечающим требованиям производителя.
Но формально уже через год шина окажется теоретически непригодной. И тут уже многое зависит от информации, доступ к которой получить невозможно.
Никто не скажет, как покрышки хранились, насколько тщательно выполнялись все рекомендации. Особенно если это зимняя резина. Вот её точно нельзя покупать после долгого хранения.
Факторы, влияющие на эксплуатацию шин
Срок службы можно продлить умеренной эксплуатацией:
- чем меньше скорость – тем дольше проживёт покрышка;
- аналогично можно сказать про температуру;
- не реже раза в год надо проверять углы установки колёс;
- давление должно строго поддерживаться по рекомендациям инструкции и контролироваться еженедельно;
- менять колёса местами стоит, только если водитель точно уверен, зачем это нужно, а не просто потому, что так велит инструкция;
- шина должна быть отбалансирована, даже если её вибрация незаметна;
- резкие торможения и разгоны влияют на жизнь колеса ещё хуже, чем скорость и температура, точно так же, как и предельные повороты.
Не стоит оставлять машину на открытом солнце, это губительно не только для кузова, но и для шин.
Как определить просроченные покрышки
По стандарту дата производства шины указана в овальной отливке на боковине и состоит из 4 цифр. Две первые – неделя в году, две вторых означают последние цифры года выпуска. Отсчитать, сколько осталось до гарантированного срока годности, уже несложно. Каждый сам может решить, готов ли он брать пролежавший неизвестно где 5 лет товар, или можно пройти до следующего магазина и купить новые покрышки. Возможно, хорошая скидка того стоит.
Почему резина портится при хранении
При хранении резина портится, если нарушать определённые условия:
- ориентация шин при укладке их на полки склада;
- минимальная и максимальная температура;
- влажность воздуха;
- освещённость, особенно в УФ диапазоне;
- перепады температуры;
- наличие химических веществ в воздухе.
Конкретные данные по каждому пункту приводятся в технической документации шин. Но и без этого известно, как следует оборудовать складские помещения для автомобильной резины. Важно, насколько поставщик следует правилам.
Когда шины нельзя эксплуатировать
Состояние шин – важнейший элемент безопасности. Поэтому их надо безусловно заменять новыми, если:
- глубина протектора не соответствует регламенту, он разный для всех типов резины;
- срок годности значительно превышен, шине больше 10 лет;
- имеются глубокие порезы, повреждён корд или брекер;
- покрышка подвергалась неравномерному износу;
- резина начала растрескиваться от возраста и жёсткой эксплуатации;
- шина не держит давление даже на новом диске;
- колесо плохо балансируется.
Боле точно состояние шины может определить специалист. Опытные сотрудники шиномонтажа располагают большой практической информацией.
Как продлить срок эксплуатации автомобильной резины
Покрышки нельзя считать скоропортящимся товаром, нежным и нуждающимся в хранении вдали от дорог и автомобилей. Это прочные, стойкие и высокотехнологичные изделия, рассчитанные на многие тяготы дорожной службы. А условие для полной отработки ими своего немалого ресурса одно – следовать правилам эксплуатации.
Часть их изложена выше, остальное преподают в автошколах. Здесь нет секретных приёмов и нюансов. Давление, скорость, температура, рваное движение по плохим дорогам – влияние подобной езды на резину известно всем. Можно добавить лишь обеспечение условий сезонного хранения.
Смены летней резины на зимнюю и наоборот стали обязательными. Если нет уверенности и условий, что можно самостоятельно обеспечить указанные выше требования по хранению шин, то лучше воспользоваться услугами появившихся складских организаций, где за небольшую плату сезонные покрышки дождутся своей очереди с соблюдением всех научно-технических правил.