Из-за чего поднимается уровень антифриза выше «максимума»

Когда уровень в бачке начинает падать, то эта тема известна многим, интуитивно понятна и, несмотря на неприятные последствия, даже начинающие примерно представляют, что в таких случаях следует делать, но повышение уровня может поставить в тупик.

Никто лишний антифриз не доливал, условия замера те же, неясно, в чём тут причина. Оказывается, что она никак не связана с избытком охлаждающей жидкости (ОЖ).

Какое влияние оказывает уровень антифриза на двигатель

Система охлаждения рассчитывается таким образом, что двигатель должен иметь стабильную рабочую температуру в самых жёстких условиях работы по нагрузке и состоянию окружающего воздуха.

В любую допустимую жару при отдаче максимальной мощности он не имеет права перегреваться, поскольку это означает немедленный выход из строя.

Запасов практически нет, поэтому количество антифриза в системе должно точно соответствовать норме. Падение уровня в бачке означает, что это условие не выполняется.

Но и сама жидкость должна соответствовать. И первое ограничение тут – это отсутствие в системе воздуха. Газовые включения будут мешать циркуляции антифриза по радиаторам и рубашкам охлаждения, что не менее губительно, чем недостаток ОЖ.

Прочитай: Сколько заливать антифриза в систему охлаждения двигателя

Также недопустимо появление в системе иных составляющих, кроме товарного антифриза. Они нарушат теплообмен между металлом мотора и воздухом атмосферы через радиатор.

Признаки повышения уровня охлаждающей жидкости

Для контроля предусмотрены метки на прозрачном пластике расширительного бачка. Уровень должен находиться между максимумом и минимумом, отклонения одинаково опасны.

Водитель может определить неисправность по нескольким признакам:

  • контроль изменения привычного уровня визуально при открытом капоте;
  • отклонение стрелки индикатора температуры двигателя от номинального положения в сторону красной зоны;
  • нарушения в работе двигателя – жёсткий звук, пониженная мощность, перебои;
  • крайняя ситуация – пар из-под капота, жидкость закипела, сработал предохранительный клапан.

Продолжение эксплуатации с повышенным уровнем грозит дорогостоящим ремонтом, поскольку при перегреве выйдут из строя практически все основные детали мотора. Обычно после этого его заменяют в сборе.

Что влияет на уровень антифриза в системе

Нельзя путать естественный рост уровня после нагрева жидкости с аварийным. Для того бачок и предназначен, чтобы в него уходили излишки объёма.

Поэтому контроль надо проводить всегда при определённой температуре двигателя, заглушенного и немного охлаждённого, чтобы исключить локальное кипение в системе или холодного, перед запуском, но повторяемость результатов замера возможна только в одинаковых температурных условиях.

Сокращение свободного места под ГБЦ

Кто первый придумал эту глупость и с какой целью – сказать трудно. Очевидно, что не специалист в автомобильной технике и не для просвещения неопытных автомобилистов.

Утверждается, что якобы из-за нагрева в головке блока становиться меньше места для ОЖ, после чего она выдавливается в бачок.

Можно посмеяться над очередными последствиями падения общего уровня образования и забыть про это словосочетание, на удивление широко распространённое в электронной печати. Никакое место там не сокращается, чистый бред.

Повреждение прокладки ГБЦ

Главная причина повышенного уровня состоит в попадании газов или масла через разгерметизировавшийся стык между головкой и блоком. По разным причинам, чаще всего от старости или из-за перегрева, прокладка пробивается, каналы прохождения масла и антифриза, а также камеры сгорания начинают сообщаться между собой.

Обычно в систему охлаждения попадают выхлопные газы, образуя многочисленные воздушные пробки. Циркуляция нарушается, уровень растёт, мотор перегревается.

Необходимо проконтролировать состояние жидкости в бачке, а также наличие посторонних газов над ней.

Масло легко заметить визуально, оно легче и собирается на поверхности. Газ определяется по запаху или специальным анализатором с меняющей цвет жидкостью. Состояние прокладки окончательно проверяется опрессовкой системы на СТО.

Кавитация

Такое явление, безусловно присутствует. При быстром вращении крыльчатки насоса образуются газовые полости низкого давления в виде мелких пузырьков.

Но указывать на это, как на источник повышения уровня придумали явно те же люди, что и повествующие про «свободное место в ГБЦ».

По теме: Совместимость Антифризов G11 G12 и G13

По простой причине — кавитация возникает далеко не всегда и лишь при работающем на высоких оборотах двигателе, когда никто в здравом уме контролировать уровень не станет. Явление следует исключить из рассмотрения причин.

Воздушная пробка

Воздух может попасть в систему и после замены в ней антифриза. У каждого мотора есть своя методика устранения воздушных пробок, которой надо придерживаться.

Без полного их изгнания давать двигателю нагрузку нельзя, температура быстро превысит допустимую. Признаком выхода пробки будет скачкообразное изменение уровня.

Локальное закипание

При нарушении циркуляции, чаще всего это происходит после остановки работавшего с большой тепловой нагрузкой мотора, отдельные его участки испытывают тепловой удар, что приводит к местному кипению антифриза.

Объём увеличивается, что сразу проявляется в росте уровня. После охлаждения всё возвращается, но такие случаи опасны тепловой деформацией, поэтому сразу выключать двигатель нежелательно, он должен поработать на холостых, продолжая циркуляцию от помпы.

Неисправность помпы

Водяной насос может потерять эффективность или полностью отказать из-за разрушения крыльчатки или отсутствия привода. Поток жидкости остановится, что сразу вызовет множественные локальные перегревы, рост уровня в бачке и все признаки кипения.

Необходимо срочно заглушить двигатель и заменить помпу.

Разгерметизация системы охлаждения

Рабочая температура современного мотора близка к 100 градусам, что возможно без кипения только при повышенном давлении. Для этого система должна быть герметична, то есть рост температуры автоматически увеличивает давление, кипение сдвигается по шкале вверх.

Разгерметизация под нагрузкой приведёт к закипанию и перегревам, система не будет справляться с жарой и мощностью. Проверяется той же опрессовкой.

Перегрев двигателя

Если по каким-то причинам температура ушла в красную зону, то локальные перегревы неизбежны даже при исправной помпе. Дальше всё происходит аналогично случаю, описанному выше.

Ликвидация последствий зависит от причин. Если это произошло на дороге, например, при затяжном подъёме, то надо не останавливаясь дать машине прокатиться со сброшенным газом, но работающим мотором, так температура спадёт быстрее и без последствий.

Но сигнал получен – система уже частично неисправна и не справляется.

Неисправен термостат

Термостат может заклинить в положении частичного включения малого круга. Тогда антифриз не будет полностью проходить через радиатор, температура не сможет удержаться в норме во всех режимах.

Проверка термостата производится пирометром или визуально после снятия детали.

Как предотвратить появление проблем в будущем

Основное правило поддержания эффективности системы охлаждения – своевременной обслуживание. Строго по нормативам производится замена антифриза, водяного насоса, обслуживание радиаторов.

Последние быстро забиваются дорожной грязью, их приходится снимать и отмывать, а при повреждениях сот – заменять, несмотря на сохранение герметичности. Ремонт двигателя обойдётся гораздо дороже.

Оставить отзыв

К началу страницы