Для свободного вращения колес автомобиля необходимо иметь какой-то переходной узел, разделяющий вращающиеся части и неподвижно закрепленные на кузове и подвеске. Эта роль выполняется ступичным узлом. Он состоит из непосредственно ступицы, к которой крепится колесо, и элемента вращения – шарикового или роликового подшипника качения.
Содержание статьи:
Это очень важная деталь, поскольку при разрушении её колесо просто отделится от автомобиля со всеми последствиями.
Устройство ступичного узла
Колеса на осях автомобиля могут быть:
- управляемыми (поворотными), обычно это передняя ось;
- с постоянной плоскостью вращения, неуправляемая или частично подруливающая задняя ось автомобиля;
- приводными, то есть с передачей крутящего момента от двигателя и трансмиссии;
- свободно вращающимися, то есть лишенными привода, но в любом случае момент через них передается, причем гораздо выше, чем от мотора – это тормозное усилие.
Отсюда и определенное разнообразие в конструкции ступиц. Которое еще больше разрослось из-за конструкторских приемов, призванных повысить технологичность узла в массовом производстве, снизить металлоемкость и повысить удельные характеристики.
К сожалению, это не касается вопросов снижения стоимости ремонта, скорее наоборот, чем современнее конструкция, тем дороже обходится операция, которую по традиции называют заменой ступичного подшипника. А на практике – всего ступичного узла.
Есть несколько исполнений ступичных подшипников:
- по организации привода – соединяемые с поворотным кулаком внутренней или внешней обоймами;
- наиболее простые, но доставляющие неудобства в эксплуатации из-за частых регулировок – спаренные конические радиально-упорные, обычно роликовые;
- оптимальные для владельцев, но, как выяснилось, неидеальные в производстве – двухрядные шариковые или роликовые, не нуждающиеся в регулировке, затягиваемые при монтаже максимальным моментом до соприкосновения половинок внутренней обоймы;
- аналогичные по принципу действия нерегулируемые второго поколения, в них наружная обойма выполнена заодно со ступицей или крепежным фланцем, это уже не подшипник, а ступичный узел;
- максимально интегрированный подшипниковый узел со ступицей и развитой внутренней обоймой в приводном и свободном вариантах.
Следующим шагом, очевидно, станет дополнение узла еще и приводными шарнирами, а также тормозными дисками. Это сделает подшипник полностью неремонтопригодным, потребуется весь дорогой элемент подвески в целом.
Очередной шаг к одноразовым автомобилям, заменяемым на новые после окончания гарантийного срока.
Признаки неисправности ступичного подшипника
При износе подшипника его элементы качения теряют идеальную геометрическую форму. Чаще всего наблюдается усталостный питтинг, то есть дорожки обойм, шарики и ролики становятся похожими на поверхность небесных тел после метеорной атаки. Бесшумно такое изделие работать уже не сможет.
Проявляется износ в виде гула, воя или свиста со стороны колеса. Звук усиливается при добавлении нагрузки в повороте, что помогает в диагностике неисправности.
Как проверить ступичный подшипник
После выявления подозрительного шума со стороны ходовой части автомобиля специалист поднимает машину и от руки вращает колеса.
Неисправный подшипник или ступичный узел проявляет себя характерным шелестом или хрустом.
В любом случае это будет неравномерное вращение с перекатами и глухим рокотом. Звук усиливается и меняет характер по мере ускорения вращения.
Диагностика и выявление необходимости замены ступичных подшипников сложностей не вызывает.
Это интересно: Замена опорного подшипника стойки со снятием амортизатора и без
Дополнительным признаком будет люфт колеса, пропадающий после нажатия на тормоз.
Инструкция по замене
Существуют разные способы извлечения старого подшипника и установки нового. Начинающим рекомендуется снять с машины поворотный кулак, работать далее на тисках с помощью оправок.
В тяжелых случаях так поступают и профессионалы, дополняя набор прессом. Но оптимальным видится способ замены без снятия кулака, используя специализированный съемник.
Стоит он недорого, при этом существенно упрощает процедуры, к тому же его цена компенсируется отсутствием необходимости регулировать углы установки колес на стенде.
Необходимые инструменты
Потребуется универсальный набор инструмента для ремонта автомобилей с торцевыми головками и мощным воротком для откручивания гайки ступицы.
Желательно иметь один из баллончиков с составом типа «жидкий ключ», возможно потребуется газовая горелка, если возникнут проблемы с закисшей резьбой.
Заранее приобретается комплект съемника ступичных подшипников для конкретного автомобиля, там важны точные размеры приспособлений.
Замена подшипника ступицы на примере ВАЗ 2108
Примерная последовательность действий:
- Пока машина на колесах, можно ослабить ступичную гайку головкой на 30 через вороток с удлинителем, а также колесные болты. Усилие затяжки превышает 20 кГм или 180 Нм. Удерживать автомобиль придется тормозами или упорами под колеса.
- Поддомкрачивается нужная сторона, ставится надежный упор. На домкрате работать нельзя. Снимается колесо.
- Все соединения лучше очистить металлической щеткой и пролить проникающей смазкой. Затем снимается всё, что мешает доступу к ступице. Отворачиваются два болта на 17 крепления суппорта и два таких же фланца шаровой опоры. Суппорт подвешивается на проволоке к пружине стойки, рычаг с шаровой отводится вниз. Вынимается шлицевая часть наружного ШРУС привода и тоже отводится в сторону.
- Ступица с тормозным диском выбивается изнутри через медную или алюминиевую выколотку или снаружи обратным ударным съемником, например, из колесного или тормозного диска через удлиненные болты. Диск и ступица разделяются, с последней съемником или распиливанием удаляется часть внутренней обоймы подшипника.
- Из кулака удаляются стопорные кольца, после чего накладывается съемник, и подшипник выдавливается в его чашку. Тем же силовым винтом съемника запрессовывается новый и фиксируется стопорными кольцами.
- При установке ступицы шайбой съемника удерживается внутренняя обойма нового подшипника, иначе он разберется и будет испорчен. Все прочее собирается в обратном порядке, можно применить аэрозольную медную смазку, что упростит последующие разборки. Соблюдаются моменты затяжки болтов и гаек, они приведены в широко распространенных таблицах на каждую модель автомобиля.
Самое главное в запрессовывании подшипника и ступицы, неважно каким способом – не допускать передачу усилий, тем более ударных, через шарики или ролики к обоймам.
Подвергнутый такому насилию подшипник долго не проживет, даже если не загудит сразу при первой поездке.