Почему бьет колесо на скорости и при торможении

Строго говоря, биение – это лишь частный случай разбалансировки ходовой части автомобиля. Характерные вибрации или даже гул появляются и при идеальной геометрической форме всех вращающихся деталей, включая шины, диски и ступицы. Поэтому рассматривать надо минимум два источника проблемы – нарушенную геометрию и весовой дисбаланс.

Как проявляется биение колес в автомобиле

Заметить начавшиеся колебания в ходовой части водителю придется в несколько этапов:

  • на определенной скорости или в диапазоне скоростей он обратит внимание на непривычные вибрации рулевого колеса, скорее всего это будут угловые знакопеременные колебания усилия с достаточно большой частотой, но примерно в такт вращению колес, то есть зависящие от скорости не только амплитудой, но и частотой;
  • подобный эффект может быть в значительной степени замаскирован эффективной, иногда чрезмерно в угоду комфорту, работой электрического или гидравлического усилителя в системе рулевого управления, а также наличием демпфера по рысканию управляемой оси;
  • поскольку данные колебания неизбежно вызовут небольшие уводы передних колес, как непосредственно, так и через весь кузов от задней оси, то будет обращено внимание на нестабильность траектории автомобиля и вибрации кузова;
  • вибрации могут быть и чисто в виде колебаний подвески, подобные наезду на препятствие в виде мелкой волны или стиральной доски, при этом траектория может остаться стабильной;
  • в тяжелых случаях появится грубая тряска всего автомобиля, возникнут сложности с удержанием его в полосе, а также пугающие ощущения, что подвеска очень скоро может потребовать ремонта.

Все вышеописанное может проявляться при задействовании тормозов или не быть связанным с их работой, а лишь со скоростью движения.

На скорости

При выявлении очевидной связи вибраций со скоростью автомобиля для диагностики будет важно отметить диапазон возникновения, характер колебаний (вертикальные или поперечные, что заметно на рулевом колесе), примерное расположение источника на передней или задней оси.

Прочитай: Как открутить секретку на колесе если потерял ключ

Это поможет, поскольку в этом случае причина не может быть однозначной с приемлемой вероятностью.

При торможении

Если бьет в руль или кузов именно при торможении, то с источником всё гораздо проще. В подавляющем большинстве случаев виноваты оказываются искривленные тормозные диски.

С ними это случается, если в сильно разогретом после интенсивных торможений состоянии они подвергаются быстрому охлаждению. Но могут быть и иные похожие причины:

  • заводской брак дисков, связанный с неоднородностью материала или термообработки;
  • перегрев выше определенной точки сопротивляемости металла;
  • проблемы с крепежом или качеством ремонта ходовой части;
  • несоответствующие требованиям колодки и суппорты.

Источник вибраций в данном случае не изменит локацию при смене колес слева направо или между осями, а дополнительным признаком станет отдача в тормозную педаль.

Виды

Биение по причине нарушения геометрии колес может быть осевым или радиальным. В первом случае ситуация многим знакома с детства по кривым велосипедным колесам. «Восьмеркой» может пойти как шина, так и колесный диск.

При радиальном биении либо искажается форма колеса (грыжа на шине, неоднородности в расходе протектора, брак покрышки), либо возникает дисбаланс по распределению массы. В простейшем случае – некачественная балансировка или утеря грузиков.

Причины

Источники могут быть самыми разнообразными. После ударов о дорожные препятствия может повредиться шина или диск. Наоборот, при долгом, но штатном износе, проявляется неоднородность шины, она начинает требовать очередной балансировки.

Резкое торможение вызывает появление проплешины на протекторе. Даже лёд, образовавшийся на внутренней поверхности полки диска, пока не растает или не разрушится, будет давать заметный разбаланс.

Читайте также: Что делать если прикипело к ступице колесо

Одно из самых опасных – ослабление крепления колеса на ступице или самой ступицы через подшипник на цапфе или в кулаке подвески. Потребуется внимательная диагностика.

Последствия

Вибрации и биения способны быстро износить, а то и разрушить подвеску. Более того, они в состоянии сбросить машину с дороги в быстром повороте, что крайне опасно.

На этом фоне обязательный ускоренный износ дорогостоящей резины уже выглядит не самым страшным последствием. Обязателен ремонт без промедления.

Как проверить колесо на биение

Видимые нарушения геометрии определяются при вращении вывешенного колеса. Обычно их хорошо видно, поскольку они начинают проявляться уже при отклонениях в единицы миллиметров.

Со скрытыми сложнее, но их проявляют переставляя колеса местами или последовательной заменой на запаску. Балансировка визуально не определяется, но для нее характерно проявление в определенном диапазоне скоростей, после чего следует посетить шиномонтаж, где есть соответствующий стенд.

Почему после балансировки колеса все равно бьют

Не факт, что свежеотбалансированное колесо заработает идеально.

Неквалифицированный специалист

Бывает, что мастер балансирует колесо в статике, то есть пренебрегает распределением грузиков относительно вертикальной плоскости симметрии шины. Такая шина проявит себя, но уже на значительно большей скорости.

Возможны и иные ошибки. Исключить их можно только проверкой на другом станке.

Некачественные покрышки

Встречаются изделия, которые невозможно отбалансировать в принципе. Для этого пришлось бы навешать до килограмма грузиков, что нереально. Обычно это внедорожная резина бюджетного производителя или частично поврежденная.

Но такой же результат может дать и нормально отбалансированная покрышка. Связано это с неоднородностью протектора или силового каркаса. Последний снаружи незаметен, проявит себя только в движении. Такое колесо не ремонтируется, обязательна замена.

Грязь на шинах и дисках

Как перед балансировкой, так и в движении колесо должно быть чистым. Грязь и лед успешно имитируют дополнительные грузики.

Самое коварное – попадание посторонних предметов внутрь покрышки при монтаже.

Поломка подвески и рулевого управления

Не стоит забывать, что проблемами с колесами источники вибраций и прочих колебаний не ограничиваются. Шины работают в комплексе с прочими элементами подвесок и трансмиссии.

Например, биения может вызвать любая вращающаяся деталь, самое распространенное – вибрации от карданных валов.

Вторая по популярности причина биений – люфты в рулевом управлении, сопровождающиеся статическим и динамическим нарушениями углов установки колес. Возникают мощные резонансные явления, машину бывает трудно просто удержать в полосе.

Поскольку рулевое управление опирается на рычаги направляющего аппарата подвески с шаровыми шарнирами и резинометаллическими сайлентблоками, с колесом взаимодействует через ступичный подшипник, то люфты и поломки любой детали приведут в точности к тому же результату.

Оставить отзыв

К началу страницы