После смены машины, оснащенной атмосферным мотором, на турбированную, особенно некоторых современных моделей, водители могут заметить увеличенный расход масла на угар. Это естественное явление, которое связано как с особенностью сильно нагруженных двигателей небольшого объема, но значительной мощности, так и принципами устройства агрегата турбонаддува.
Содержание статьи:
Если речь идет об изношенном моторе, то после определенной границы по расходу двигатель можно считать уже неисправным, хотя точных критериев наступления необходимости капитального ремонта не существует.
Возможна ситуация, когда достаточно заменить лишь турбину.
Какая норма расхода масла у турбированных ДВС
Есть разные способы расчета допустимого угара содержимого картера. Чаще всего он измеряется объемом долитого до уровня после пробега 1000 километров.
В среднем пределом можно считать для старого атмосферного мотора среднего литража величину около 1 литра. Но она сильно зависит от конкретной модели. При этом турбомоторы потребляют масло гораздо быстрее.
Более надежным способом будет оценка расхода в граммах на каждые 100 литров потребленного топлива. При наличии турбонаддува это даст гораздо более точный результат. Связано это с особенностями агрегата.
Вал турбины вращается в подшипниках скольжения. Обороты составляют десятки тысяч в минуту, поэтому ни о каком контакте металла с металлом и речи быть не может. В нормированный зазор между втулкой и валом поступает масло под давлением, на нем и всплывает шейка вала.
Естественно, конструкцию надо уплотнить, чтобы отработавший продукт сливался обратно в картер штатным путем, а не выдавливался к холодной и горячей крыльчаткам.
Никакие сальники тут не выдержат высоких температур и скоростей, поэтому используется уплотнение лабиринтного типа. Оно не идеально, часть масла все же уходит.
Характерной особенностью является повышенный расход именно на холостых оборотах прогревающегося двигателя. Он связан с большим перепадом давления с обеих сторон уплотнения.
Холодное масло поступает под увеличенным давлением, а на впуске и выпуске работающего на небольших оборотах мотора его нечем уравновешивать. Расход же топлива и пробеги в этом режиме минимальны. Отсюда и рост цифр угара.
Нормой можно считать величину порядка 1 грамма на 1 литр сгоревшего топлива. Она имеет сильный разброс по моделям двигателей.
Признаки течи масла из турбонагнетателя
Определяется перерасход аналогично всем прочим двигателям:
- поступает характерный синеватый дым из выхлопной трубы;
- приходится часто восстанавливать уровень в картере;
- на впуске и выпуске имеются масляные загрязнения;
- свечи покрыты масляным нагаром.
При диагностике важно отделить пропускание через поршневые кольца, направляющие клапанов, иные утечки, от выхода его сквозь уплотнения вала.
Мастер достаточно быстро сможет проверить турбину на износ и поломки по люфтам её вала и наличию масла в коллекторах.
Почему турбина начинает гнать масло
При таком виде уплотнений и физике их работы причин может быть много.
Забился воздушный фильтр
Фильтр должен оказывать минимальное сопротивление потоку. Но по мере загрязнения его пропускная способность снижается, что способствует росту разрежения на впуске.
Перепад давления на уплотнении растет, масло будет поступать во впускной тракт.
Засорилась сливная магистраль в турбине
Возможен рост давления во втулке вала. Связано это с неспособностью масла прокачиваться через агрегат с нужной интенсивностью из-за засорившегося слива.
Далее все аналогично – уплотнение не сможет выдерживать излишек масла.
Некачественное или неподходящее масло
Каждый мотор рассчитан на строго определенную вязкость масла. Особенно важен характер его изменения от температуры.
Нештатный продукт не сможет правильно циркулировать по агрегату наддува, вал либо быстро выйдет из строя, либо увеличится выброс масла.
Не работает система вентиляции картерных газов
Распространенный случай у некоторых моторов – засорение клапанов в системе вентиляции картера.
Растет давление в подпоршневой зоне, что препятствует нормальному сливу. Аналогичный случай связан с засорением трубки слива.
Повышение сопротивления отработавших газов
Если забит катализатор или смяты элементы выпуска, то вырастет общее давление во всем корпусе турбоагрегата. Оно и начнет выдавливать лишнее масло через уплотнения.
Крыльчатка, подшипник или клин вала
Данные поломки означают полное разрушение агрегата и необходимость его замены в сборе. Появляются нештатные зазоры и люфты, масло уже ничем не будет удерживаться.
Ситуация может возникнуть внезапно или развиваться постепенно (износ подшипников).
Последствия для двигателя
При попадании масла на впуск или выпуск двигатель начнет засоряться продуктами его угара, потеряет мощность, начнутся перебои и пропуски воспламенения, топливо будет перерасходоваться.
Темп износа мотора резко возрастет, поэтому при обнаружении ухода масла необходимо сразу же приступить к диагностике турбины и состояния цилиндров и клапанов.
Промедление ведет к росту расходов на ремонт.