Остекление салона тонируется обычно по двум причинам, чтобы избежать избыточного проникновения солнечных лучей, а также скрыть внутреннее пространство от чужих глаз. Но одно дело, когда в этом есть реальная потребность, а совсем другое если с обзорностью по причине погоды или тёмного времени суток и так всё плохо, а оперативно изменить степень прозрачности непросто.
Содержание статьи:
Что такое электротонировка
Выход имеется, и состоит он в установке смарт-стекла, которое изменяет свою прозрачность (светопропускание) под воздействием электрического поля.
Способ далеко не новый, так работают все жидкокристаллические (ЖК) экраны телевизоров, дисплеев и гаджетов. Осталось приспособить одну из технологий к автомобильному стеклу, что и было сделано. Причём технически разными способами.
Принцип работы
Светопропускание может изменяться как на уровне материала, из которого создано изделие, так и при пространственной ориентации отдельных частиц. Сами они при этом своей прозрачности не меняют.
В любом случае эффект примерно одинаков. Стекло может пропускать свет, рассеивать его, отражать или поглощать. Воспринимается это именно как смена прозрачности, то есть управляемая тонировка.
В жидких кристаллах присутствует так называемая анизотропия свойств. Это означает, что в зависимости от пространственной ориентации молекул, вещество по-разному пропускает свет.
По теме: Как и чем снять старую тонировку со стекла в машине
В исходном состоянии молекулы ориентированы произвольно и хаотично, видимые лучи через такое вещество практически не проходят. Но если поместить ЖК в электрическое поле, то возникает эффект поляризации.
Молекулы выстраиваются вдоль силовых линий поля, структура становится упорядоченной, светопропускание значительно улучшается. Если всё организовано правильно, напряжение подобрано, и электрическое поле обладает нужной интенсивностью, то можно получить прозрачность плёнки, сравнимую с обычным стеклом.
Тот же эффект можно организовать, если ориентировать вдоль поля не отдельные молекулы, а макроскопические частицы вещества. Например, взвесь кристаллов в среде жидкого полимерного наполнителя.
К иному принципу относятся эффекты, связанные с изменением прозрачности фоточувствительных веществ на химическом уровне. Такие способности называются электрохромными, подобные соединения существуют и применяются для регулировки затемнения.
Виды регулируемой тонировки
Конкретная технологическая реализация определяется наличием у изготовителя собственных патентов на электрооптические эффекты и глубиной проработки в данном направлении.
Соответственно, формируются рыночные обозначения того или иного продукта, под которыми они продаются или устанавливаются на автомобили при производстве.
SPD-технология
В смарт-стёклах SPD используется принцип работы взвеси частиц продолговатой формы в жидкости. Если питающее напряжение не подаётся, частицы располагаются произвольно, под разными углами к проходящему потоку света, поэтому из-за их большого количества стекло выглядит непрозрачным.
Но если подать напряжение, а оно в этой системе постоянное и находится на уровне питающей автомобильной бортовой сети, то частицы организуются, выстраиваются в одном направлении и перестают препятствовать прохождению света.
Обычно подобные плёнки встраиваются между двумя стёклами, как это принято при триплексной технологии в автомобилях. Но возможна, и наклейка плёнки на уже имеющееся стекло, что, правда, не получится выполнить владельцу автомобиля своими силами. Реакция на появление напряжения быстрая, возможна электрическая регулировка степени затемнения.
Монохромная PDLC технология
В подобных тонировках применены микроскопические капли жидких кристаллов, расположенные в полимере, на котором нанесены токопроводящие прозрачные плёнки.
Как и в предыдущем случае, без подачи напряжение стекло непрозрачно из-за отсутствия однозначности ориентации молекул ЖК в каплях. Но стоит подать напряжение, а в данной технологии оно используется переменное, достаточно высокое, около сотни вольт, как кристаллы начинают проводить свет.
Подобные плёнки отличаются повышенным энергопотреблением и необходимостью в дополнительных преобразователях (инверторах), производящими 100 Вольт переменного тока из автомобильной сети 12 Вольт постоянного. Регулирование уровня затемнённости также возможно.
Данная технология отличается относительной дешевизной, но и недостатками тоже:
- затруднения с трехмерной кривизной стекла;
- полная тонировка в отключенном состоянии;
- недопустимый для передней полусферы уровень светопропускания при полном просветлении;
- малый срок службы;
- опасное напряжение питания;
- боится ультрафиолета.
Даже при максимальной прозрачности стекло выглядит как замутнённое.
Тонировка двойным стеклом
Простейший способ оперативного управления тонировкой состоит в установке двух стёкол, одного обычного и прозрачного, второго затемнённого.
В зависимости от того, поднято ли под управлением клавиш электростеклоподъёмника второе, тонированное, меняется уровень освещённости в салоне.
В принципе, это также можно назвать электротонировкой, но стоит такое решение на порядок дешевле и не требует использования сложных электрохимических технологий.
Электро-тонировка On Glass
Стёкла On Glass изготавливаются под конкретные модели автомобилей, что обеспечивает точное соответствие по геометрическим размерам. Допустима трехмерная кривизна поверхности.
Они проверены и сертифицированы, обладают низким остаточным уровнем затонированности, то есть полностью укладываются в законные нормы. Сама же возможность установок электротонировки правилами не ограничивается.
Это интересно: Почему ремень безопасности не вытягивается и как его отремонтировать
Регулировать светопропускание можно вручную от 82 до 5 процентов. Скорость реакции на затемнение составляет примерно полторы минуты. При заказе можно определиться с желаемым цветовым оттенком.
Важная особенность – переход к максимальной прозрачности при нарушениях питания. Напряжения, подводимые к стеклу низкие и безопасны для человека.
Тонировка Vario Plus Sky
Стёкла по этой технологии выполняются многослойными, что даёт высокую прочность, но и повышает массу стекла. Управлять можно с брелока.
Цена самая высокая, при этом сертификацию стёкла не пройдут из-за пониженного светопропускания в самом прозрачном режиме. Цветовой оттенок синий, глянцевый. Стёкла замутнённые и питаются от преобразователя с высоким опасным напряжением. Лобовые не изготавливаются.
Электрохромная пленка
Недостаток электрохромных плёнок – долгое время реакции на управляющее воздействие. К тому же в процессе затемнения меняется равномерность распределения прозрачности и пропускание по разным участкам видимого спектра, что вызывает цветовые эффекты.
Но возможно появление более перспективных материалов, работающих точнее, быстрее и в более широком диапазоне.
Обслуживание стёкол
Поскольку активная зона расположена между слоями обычного стекла, то она не требует какого-то особенного обслуживания и ухода.
Исключение составляют наносимые плёночные покрытия, которые очень чувствительна к использованию растворителей при мойке стёкол, а также механическим повреждениям. При поддержании их в чистоте следует соблюдать осторожность, в том числе и с подводящей проводкой.
Плюсы и минусы
Главным плюсом электротонировки является возможность обеспечения прозрачности, когда затемнение практически не требуется. Но, как видно, не все материалы и способы это позволяют.
Если для задней части автомобиля это не так важно, то в передней полусфере выбор сертифицированного комплекта сильно ограничен.
При всех достоинствах самых лучших систем, полную прозрачность не обеспечивает ни одна. Это стоит учитывать, поскольку при попадании в условия ограниченной видимости важен каждый процент обзора.
К минусам также относится высокая цена качественного товара. Стоимость комплекта составляет порядка 300 тысяч рублей, а более дешёвые изделия не обеспечивают безопасность и требования законодательства.
К тому же внезапные поломки по питанию сделают остекление полностью непрозрачным в самый неподходящий момент.