Это слово происходит от английского «swap», звучащего скорее, как «своп», но достаточно невнятно, так что обрусевшая транскрипция себя быстро утвердила. Означает оно простую замену одного агрегата на другой, но отечественный смысл несколько заужен. Чаще принято так называть замену с тюнингом, то есть новый мотор (или иная крупная часть машины) чем-то лучше в глазах хозяина.
Содержание статьи:
Но можно и расширять толкование, например, установку узла от донора той же модели или «контрактного», то есть с авторазборки или просто свалки, но иностранной.
С какой целью делают СВАП двигателя
Наиболее простой вариант – когда возможности родного мотора по ремонту исчерпаны, то есть стоимость работы и запчастей превысят все разумные пределы.
Зато есть возможность купить точно такой же, но с небольшим пробегом. Предложение обеспечивают авторазборки, двигатели снимают с битых машин, восстановление которых нецелесообразно или списанных по иным причинам. Очень желательно знать историю двигателя, но далеко не всегда это реально.
Прочитай: Сколько проработает двигатель без масла
В прочих случаях замена производится либо с целью повысить возможности автомобиля, установив более мощный или наоборот, экономичный двигатель.
Доходит даже до свапа бензин-дизель и наоборот. Старый мотор может быть уже полностью непригоден, но если он еще в приличном состоянии, то его продают, компенсируя часть затрат.
Плюсы и минусы
За исключением прямой замены на ту же модель, задача непростая. Надо взвесить свои возможности и сравнить полученный результат с затратами времени и средств.
Плюсы:
- автомобиль обретает вторую жизнь, став эффективнее или просто вновь обретая возможность самостоятельно передвигаться;
- иногда подобная затея становится увлечением владельца, вплоть до приобщения его к миру автоспорта;
- грамотно проведенный свап предоставит владельцу такой автомобиль, который он бы не смог себе позволить иными способами;
- сильно устаревшие модели, очень дорогие своим хозяевам, станут вновь пригодными к повседневной эксплуатации в трафике, на который их никогда и не рассчитывали;
- даже при неудачном проекте владелец приобретет опыт, который невозможно получить иным способом.
Минусы:
- цена вопроса может повышаться по мере втягивания в практическую реализацию и достигать величины, сопоставимой с ценой аналогичного автомобиля на вторичном рынке;
- при том, что простая замена двигателя на аналогичный, но с запасом по ресурсу, практична и необходима, апгрейд силовой установки на более мощную просто опасен, ходовая часть, трансмиссия и даже кузов не рассчитаны на новые нагрузки и плохо просчитанные изменения конструкции;
- замена двигателя на другую модель является внесением изменений в конструкцию, машина становится незаконной и требует отдельной дорогостоящей омологации.
Можно сказать, что общая тенденция в эксплуатации автомобилей, направленная на покупку нового автомобиля взамен отработавшего заложенный ресурс, при всей нелюбви автовладельцев, в конечном счете выглядит более оправданной для среднего потребителя.
Исключение – подход к машине скорее как к спортивному снаряду или хобби, чем как к повседневному транспортному средству.
Как сделать SWAP мотора
Если все же принято решение заменить мотор, следует учитывать технические особенности данной процедуры.
Работы по замене
Потребуется специальное оборудование. Двигатель – массивный узел, требующий аккуратного обращения. Такие инструменты, как подъёмник, гидравлический кран или стойки, имеются далеко не у всех.
Разумнее доверить работу специалистам, дешевле обойдется.
Электроника и проводка
Если это мотор другой модели, то обойтись только сменой блока цилиндров, головки и навесного оборудования не получится.
У каждого агрегата свои электронный блоки и проводка, состоящая из крупных жгутов, образующих так называемую «косу». Разобраться в этом сможет лишь подготовленный человек, желательно опытный автоэлектрик.
Оформление в ГИБДД
Распространено мнение, что мотор является запчастью, соответствие которой автомобилю никто не проверяет. Это не так. При любом осмотре инспектор выявит замену и запретит эксплуатацию автомобиля. Чтобы этого не произошло, придется оформлять пакет документов, причем еще до замены.
В частности, подтвердить законность приобретения двигателя (номерной агрегат), соответствие его модели автомобиля, показать, что работа будет проведена сертифицированным предприятием. А после разрешения и непосредственно свапа предоставить автомобиль для проверки и внесения изменений в документы.
Это надо знать: Что делать, если двигатель глохнет при открытии крышки для залива масла
Если же свап совмещается с тюнингом, то нужна еще и экспертиза, подтверждающая безопасность внесения изменений в конструкцию.
Это гораздо более сложная, затратная и долгая процедура, которой занимаются специальные предприятия и фирмы-посредники.
Сколько стоит
Вариантов настолько много, что говорит о ценах бессмысленно. Возможно только указать стоимость простой замены мотора на ту же модель. Обычно это 10-20 тысяч рублей, если не появятся дополнительные сложности.
Цена зависит еще и от региона, где расположена СТО.
Советы и рекомендации
Если нет цели построить практически новый автомобиль, то есть объект для хобби или спорта, то не стоит затевать всю процедуру. Проще заменить мотор на новый или контрактный или купить другую машину.
Для любителей все делать своими руками, которым процесс важнее результата, надо готовиться к большим затратам. Найти просторный гараж, докупить оборудование, изучить материальную часть и чужой опыт.
Наверняка потребуется выход на станочный парк и опытных мастеров по металлообработке. Немало времени потратится на изучение ассортимента авторазборок и покупку массы мелких деталей и узлов.
Обязательно придется усилить ходовую часть и трансмиссию. Мощные моторы легко разрушат коробку передач и ведущие мосты, их тоже придется менять на более прочные. Еще при управлении потребуются новые настройки подвесок, усиленные шины и тормоза.
И не стоит забывать, что каждый такой апгрейд также означает внесение изменений, то есть экспертизу. Без этого машина пройдет не положенные сотни тысяч километров, а только до первого любознательного инспектора.