Как проверить датчик абсолютного давления воздуха

Система электронного управления впрыском топлива, которую часто просто называют инжектором, что не совсем верно, считывает текущее состояние мотора при помощи датчиков. Один из самых важных выдаёт информацию о нагрузке на двигатель, которая через определённую функцию зависит от давления во впускном коллекторе. Там и располагается чувствительный элемент датчика абсолютного давления (ДАД) или по англоязычной аббревиатуре MAP.

ДАД

Зачем нужен датчик ДАД

Нагрузка фиксируется в программе электронного блока управления двигателем (ЭБУ) в виде текущего крутящего момента. Для каждого его значения надо подавать определённое количество горючей смеси.

Основным параметром будет масса всасываемого цилиндрами воздуха, а дополнительным расчётным – количество впрыскиваемого бензина. Соотношение между ними определяет качество смеси, которое влияет на расход и мощностные показатели.

По теме: Что делать если не работает указатель уровня топлива

Определять эту воздушную массу в пересчёте на один цикл из четырёх тактов можно разными способами, например:

  1. Прямым подсчётом с помощью датчика массового расхода воздуха. Такой способ применяется на некоторых моторах, но имеет ряд недостатков.
  2. Косвенно, по датчику положения дроссельной заслонки. Это работает на всех двигателях, но с недостаточной точностью. Поэтому используется как первое приближение, с поправкой после считывания сигнала ДАД, или в аварийном режиме, если зафиксирована ошибка ДАД.
  3. С помощью рассматриваемого датчика давления во впускном коллекторе. Тут есть свои особенности, но метод наиболее широко применяется.

При работе ДАД ЭБУ использует несколько экспериментальных зависимостей, зашитых в памяти блока. Это функция наполнения от давления в коллекторе, от оборотов коленвала и температурный учёт плотности поступающего воздуха.

Последняя информация поступает от датчика температуры, который может быть объединён с ДАД или располагаться рядом.

Зная давление, которое меняется от минимального при закрытом дросселе до максимального (атмосферного) при полном открытии, можно рассчитать расход воздуха, нагрузку и определить требуемое количество бензина.

То есть ДАД выполняет основное дозирование смеси по количеству и составу. Которое потом может быть ещё раз откорректировано по обратной связи с датчиком кислорода на выпуске.

Место расположения

Как следует из назначения, ДАД должен быть установлен на впускном коллекторе.

Но принципиальной необходимости в этом нет, поэтому часто его ставят на моторном щите или в ином безопасном месте, соединяя входной штуцер с коллектором вакуумным шлангом.

Устройство

В корпусе датчика имеются следующие составляющие:

  • штуцер забора измеряемого давления;
  • гибкая диафрагма, разделяющая атмосферную и вакуумные полости внутри корпуса;
  • чувствительный элемент, измеряющий в разных конструктивах деформацию диафрагмы, или силу, с которой она прижимается в сторону полости с нормальным давлением;
  • электронная схема, преобразующая показания чувствительного элемента (тензорезистора или измерительного моста, а может кремниевого сенсора) в понятный для ЭБУ стандартный сигнал;
  • электрический разъём для связи с проводкой к ЭБУ.

Конструкции могут отличаться, например, типом выходного сигнала (аналоговый или модулированный импульсный), давлением в нормальной полости, наличием встроенного датчика температуры, принципом преобразования давления в сигнал.

Принцип работы

Когда дроссель закрыт, во впускном коллекторе образуется сильное разрежение. Давление на диафрагму ослабевает, она деформируется, что вызывает реакцию чувствительного элемента. Микросхема обрабатывает и усиливает сигнал, передавая его на выходной разъём.

Для работы электроники необходимо питание. Оно формируется источником в ЭБУ и обычно составляет 5 В. Соответственно, сигнал в случае аналогового выхода составит от 0 до 5 В, точнее, чуть меньше, поскольку близкие к верхнему порогу 5 В или нижнему 0 В показания будут интерпретированы ка отказ или замыкание.

В случае частотного выхода будет меняться частота, длительность или скважность импульсов. Преобразователь в ЭБУ оцифрует сигнал и передаст его процессору для вычислений.

Признаки неисправностей

В случае отказа ДАД мотор продолжит работу, рассчитывая расход воздуха и нагрузку косвенно, например, по показаниям датчика положения дросселя. Но при этом показатели мотора ухудшатся:

  • возрастут обороты холостого хода;
  • высветится сигнал об ошибке;
  • снизится мощность и вырастет расход;
  • двигатель будет работать неустойчиво;
  • будет затруднён запуск.

Особенно заметно такое положение будет в горной местности, поскольку одной из функций ДАД является отслеживание атмосферного давления, разрежение отсчитывается именно от него.

Способы проверки

Проверить датчик достаточно просто, например, методом замены на заведомо исправный. Начать стоит с контроля состояния проводки до ЭБУ, питающего напряжения и надёжности массового контакта. Существуют и приборные проверки с разной сложности приспособлениями.

Сканером ОБД2

При помощи сканера можно считывать показания непосредственно из памяти ЭБУ. Это наиболее полная проверка, особенно если она проводится в разных режимах работы двигателя.

Это интересно: Как пользоваться адаптером системы диагностики

Можно просто считать выходной сигнал ДАД при выключенном двигателе, это высокое напряжение, порядка 4 В, а также на холостом ходу, оно должно упасть ниже 1 В.

Между этими значениями показания меняются при перегазовках и стабильных оборотах, согласно перепадам вакуума и увеличению насосного потребления мотора.

Мультиметром

Уровень сигнала на контакте датчика можно измерить и обычным вольтметром в составе мультиметра:

  • проверить питающие напряжения при включённом зажигании;
  • измерить сигнал на выходе при выключенном двигателе, он должен быть на верхнем пределе;
  • создавая вакуум с помощью специального насоса или просто шприца, выдвигая его шток, следить за изменением показаний вольтметра, они должны снижаться, вплоть до 0,9-1 В;
  • перемещая шток шприца на сжатие, обратить внимание, что показания вольтметра станут выше, чем при нейтральном положении, ДАД реагирует на давление выше атмосферного;
  • если при нейтральном давлении напряжение слишком низкое, 3,5 В или ниже, датчик будет работать неудовлетворительно, показатели мотора снизятся.

Ремонту ДАД не подлежит, но за некоторым исключением это достаточно недорогой прибор, а замена его на новый, с лучшей характеристикой относительно изношенного, быстро окупится за счёт экономии топлива.

При замене надо обратить внимание на наличие масла во впускном коллекторе, именно оно чаще всего «отравляет» прибор, приводя к неверным показаниям. Попадает оно туда через вентиляцию картера или из газового редуктора.

Оставить отзыв

К началу страницы