В качестве источника электроэнергии в автомобилях используется генератор переменного тока с выпрямителем, приводимый во вращение от двигателя. Но двигатель ещё надо запустить, да и при его бездействии потребуется от чего-то питать потребители. В качестве накопителя применяется аккумуляторная батарея (АКБ), способная долго хранить заряд.
Содержание статьи:
Причины быстрой разрядки аккумулятора
Ёмкость АКБ подбирается таким образом, чтобы при нормальной работе генератора и потребителей, в среднестатистическом режиме эксплуатации автомобиля, она была всегда заряжена с расчётным запасом.
Энергии должно хватать на пуск двигателя, даже если с этим будут затруднения и на поддержание питания приборов освещения, бортовой электроники и охранной системы достаточно длительное время.
Отказать батарея может в нескольких случаях:
- аккумулятор сильно изношен и располагает небольшой остаточной ёмкостью;
- нарушен энергетический баланс, то есть батарею больше разряжают, чем заряжают;
- имеются неисправности в системе зарядки, это генератор и управляющее реле;
- в бортовой сети появились значительные утечки электроэнергии;
- из-за температурных ограничений АКБ не в состоянии принимать заряд с нужной скоростью.
Проявляется это всегда одинаково, внезапно тускнеют лампы подсветки и наружного освещения, бортовой вольтметр фиксирует понижение напряжения под незначительной нагрузкой, а стартер медленно вращает коленчатый вал или вообще отказывается это делать.
Если старый АКБ
Природа аккумулятора такова, что под действием внешнего зарядного тока и последующего разряда на нагрузку в нём протекают обратимые химические процессы. Образуется соединение свинца с серой, потом с кислородом, такие циклы могут довольно долго повторяться.
Однако если за батареей не ухаживать, допускать глубокие разряды, потерю уровня электролита или нарушать условия хранения, то могут произойти некоторые необратимые реакции. Фактически, будет утеряна часть активной массы на электродах элементов.
Сохранив свои внешние геометрические размеры, АКБ намного уменьшится с точки зрения электрохимии, то есть потеряет электрическую ёмкость.
Эффект тот же, как будто вместо положенных автомобилю 60 Ah установили только 10. Никто такое в здравом уме не сделает, но если долгое время на батарею не обращать внимания, то именно так и получится.
Читайте также: 4 способа восстановления аккумулятора в домашних условиях
Даже если с батареей обращались строго по инструкции, не допускали глубоких разрядов и проверяли уровень, то время всё равно своё возьмёт. Бюджетные батареи, сделанные по кальциевой технологии, попадают в зону риска уже после трёх лет среднестатистической эксплуатации.
Ёмкость начинает снижаться, аккумулятор может внезапно разрядиться в самой безобидной ситуации.
Достаточно подержать машину несколько дней с включённой сигнализацией – и завести её уже не получится, даже если охрана ни разу не срабатывала. Такую батарею лучше сразу заменить.
Из-за чего разряжается новый аккумулятор
Со старым всё понятно, но когда отказывает в запуске двигателя совершенно новый и заведомо исправный прибор.
Причин может быть несколько:
- на машине совершались короткие поездки с включением потребителей и частыми запусками, батарея постепенно расходовала свой накопленный запас и разрядилась полностью;
- АКБ нормально заряжена, но оксидированные клеммы мешают развить значительный стартерный ток;
- саморазряд вызван загрязнением корпуса батареи снаружи, образовались токопроводящие мостики из солей и грязи, по которым и уходила энергия, от этого не спасёт даже отсоединение батареи на стоянке;
- в генераторе возникли неисправности, не позволяющие ему отдавать расчётную мощность, в результате всё достаётся потребителям, а на зарядку батареи тока уже не хватает;
- на автомобиле установлено дополнительное оборудование со значительным энергопотреблением, штатная система из генератора и аккумулятора на такое не рассчитана, пострадает всегда именно батарея.
Глубокие разряды недопустимы. Обычно на каждом из них безвозвратно теряется несколько процентов ёмкости, в зависимости от технологии изготовления и возраста можно потерять батарею за два-три разряда в ноль.
Более того, если батарея полностью утратила заряд, плотность электролита упадёт до такого низкого значения, что даже начать заряжать от внешнего источника без использования специальных приёмов будет проблематично. Придётся обращаться к грамотному электрику, знакомому с техникой оживления подобных электродов, между которыми фактически плещется уже обычная вода.
Как влияет зима, весна и лето на работу АКБ
Аккумуляторные батареи имеют довольно широкий температурный диапазон использования, но на его краях ведут себя не очень уверенно. Особенно это касается низких температур.
Известно, что химические реакции при охлаждении замедляются. При этом именно зимой от батареи требуется максимальная отдача. Она должна обеспечить быструю прокрутку коленчатого вала стартером, препятствовать которой будет загустевшее масло в картере.
Причём процесс затянется, поскольку смесеобразование также затруднено, мощность искры из-за падения напряжения в сети уменьшается, управляющая электроника на нижнем пороге температуры работает гораздо менее точно.
В результате к моменту запуска промёрзшего двигателя батарея уже утратит до половины своего заряда, даже если она новая и обладает качественными характеристиками по току холодной прокрутки.
Для возмещения такого ущерба потребуется долгое время при повышенном зарядном напряжении. В реальности же оно оказывается пониженным, в автомобиле уже включены все обогревы стёкол, зеркал, сидений и руля. Холодный аккумулятор просто не сможет брать зарядку при недостатке внешнего напряжения, даже если у генератора и есть некоторый запас по мощности.
Это интересно: Запуск двигателя после долгого простоя
Если продолжать эксплуатацию в таком режиме, то очень быстро батарея сядет в ноль. Если это произойдёт перед холодной ночью на открытой стоянке, то скорее всего потерявший ёмкость электролит замёрзнет, и батарея разрушится. Спасение только одно – надо регулярно проверять состояние АКБ.
Летом батарее работать легче, но возникает опасность перегревов и быстрого испарения воды из электролита. Уровень надо проверять и доливать дистиллированную воду при необходимости.
Поиск и устранение причин разряда аккумулятора автомобиля
Если возраст батареи превышает три года для простого бюджетного аккумулятора с жидким кислотным электролитом, то его отказ может произойти в любой момент по естественным причинам. Хотя в среднем батареи доживают и до пяти лет.
Более качественные и дорогие AGM-аккумуляторы и с глеевым электролитом живут ещё дольше.
В случае внезапного обнаружения глубокого разряда необходимо обязательно найти причину явления, иначе оно обязательно повторится.
Меры могут быть следующими:
- зарядив аккумулятор от внешнего источника и дав ему отстояться не менее двух часов, надо измерить напряжение холостого хода, оно должно быть примерно 12,7 Вольта;
- если батарея предусматривает контроль за уровнем электролита, то это надо сделать, если не предусматривает, но батарея не AGM или Gel, надо сделать всё равно, даже необслуживаемые АКБ на самом деле имеют доступ к отдельным банкам;
- после запуска двигателя напряжение на клеммах батареи надо контролировать точным цифровым вольтметром мультиметра, не доверяя штатному прибору, даже если он есть;
- напряжение на средних оборотах двигателя и заряженной АКБ даже при включении фар и обогревов должно быть не меньше 14 Вольт, не все генераторы могут это обеспечить, иногда оно падает до 13.5, но не ниже;
- если генератор исправен, то есть выдаёт под нагрузкой больше 13,5 Вольт, но меньше 14, то эксплуатация допустима, но с регулярным контролем величины заряженности, делать это можно по замерам ЭДС, то есть напряжения холостого хода после выдержки без зарядки и нагрузки, таблицы есть в сети;
- надо знать токи утечки своего автомобиля в состоянии, когда всё отключено, и он хранится на стоянке с включённой охранной системой, зная ток, несложно рассчитать скорость потери заряда;
- значительные утечки должны стать предметом обращения к электрику;
- водитель должен уметь приблизительно рассчитывать мощность одновременно включённых потребителей и соотносить её с отдачей генератора, в зависимости от этого баланса выбирать время для подзарядки батареи от внешнего источника.
Если же говорить о самой частой причине внезапного разряда аккумулятора – то это забытые водителем на ночь включённые электроприборы. Тут спасает только привычка при отходе от машины контролировать, всё ли отключено, и возвращаться при наличии сомнений.