Свечи зажигания являются важным элементом системы запуска и работы двигателя, и рано или поздно их приходится выкручивать для замены или обслуживания. Однако нередко автовладельцы сталкиваются с неприятной ситуацией — при попытке выкрутить свечу с усилием срываются её грани. Это делает невозможным использование стандартного свечного ключа, а попытки выкрутить свечу подручными средствами могут привести к повреждению головки блока цилиндров.
Далее мы разберёмся, почему срываются грани на этих деталях, какие способы извлечения можно применить, и как избежать подобных проблем в будущем.
Причины срыва граней
Сорванные грани у свечи — результат чрезмерного усилия при откручивании, неправильного инструмента или коррозии. На практике это часто случается, если элемент давно не менялся и при установке был затянут сверх нормы или не использовалась термостойкая смазка.
Также проблема может возникнуть, если для откручивания применяется ключ с изношенными губками, который не обеспечивает плотного контакта с корпусом детали.
Читайте также: Почему заливает свечи и как завести двигатель
Дополнительный фактор риска — перегрев двигателя. От высоких температур металл расширяется, и свеча как бы «прикипает» к головке блока.
При попытке открутить такой элемент без подготовки и соблюдения техники появляется риск не только сорвать грани, но и обломать керамический изолятор.
Способы открутить свечу с сорванными гранями
Когда стандартный свечной ключ бессилен, можно воспользоваться несколькими проверенными методами.
- Первый способ — использовать многогранную головку с внутренними зубьями (экстрактор для сорванных гаек).
Она обеспечивает лучшее сцепление с повреждённой формой и помогает провернуть застрявшую деталь.
- Второй вариант — это насадка с обратной резьбой, предназначенная специально для демонтажа элементов с разрушенными гранями.
При вращении против часовой стрелки она врезается в металл, фиксируется и позволяет выкрутить свечу. Прежде чем применять такие инструменты, рекомендуется обработать резьбовое соединение проникающей смазкой и подождать 10–15 минут.
Если свеча не поддаётся, применяется нагревание участка вокруг неё с помощью строительного фена или паяльной лампы. Это помогает расширить металл головки блока, немного ослабляя зажим. Однако этот способ требует осторожности, чтобы не повредить пластик и электрику поблизости.
В крайнем случае можно попробовать использовать молоток и зубило, аккуратно создавая усилие на корпус свечи под углом, чтобы провернуть её с минимальным риском повреждений. Но этот метод требует опыта и точности, иначе можно испортить резьбу в головке блока.
Что делать, если свечу открутить не удалось
Если все методы не дали результата, не стоит применять чрезмерное усилие — это может привести к повреждению резьбы в головке блока цилиндров, а в худшем случае — к обрыву корпуса свечи.
При обломе часть элемента может остаться в цилиндре, и тогда уже потребуется демонтаж головки, высверливание остатков и восстановление резьбового соединения.
В такой ситуации оптимальное решение — обратиться в специализированный автосервис. Там могут использовать профессиональные инструменты: экстракторы, резьборезы, индукционные нагреватели и прочее оборудование, снижающее риск повреждения деталей двигателя.
Также в мастерских можно сразу провести восстановление повреждённой резьбы с помощью специальных втулок типа Helicoil.
В случае, если повреждение всё-таки произошло, затягивать с ремонтом нельзя. Любые неплотности и остатки металлической стружки в цилиндре могут привести к серьёзным последствиям — от пропусков зажигания до серьёзных повреждений поршневой группы.
Сорванные грани свечей зажигания и накала — ситуация неприятная, но не безвыходная. Важно действовать аккуратно, не торопиться и использовать подходящие инструменты.
Часто проблему можно решить самостоятельно, особенно если применять проверенные методы — от специализированных головок до экстракторов. Однако если свеча «сидит» намертво или уже нанесён ущерб, лучше доверить работу профессионалам, чтобы избежать дорогостоящего ремонта двигателя.
Подобные неисправности чаще всего возникают из-за неправильной установки, перетяжки или несвоевременной замены свечей.
Поэтому профилактика — лучшее решение: следите за моментом затяжки, используйте качественные комплектующие и не затягивайте с регламентным обслуживанием.