Мощная искра – необходимое условие для поджигания смеси бензина с воздухом критического состава. При нормальном стехиометрическом соотношении особых показателей энергии разряда не потребуется. Но когда для экономии состав смеси «зажимается» от нормального до обеднённого или даже бедного, возможны перебои с воспламенением.
Это даст обратный эффект – часть бензина бесполезно улетит в трубу. Отсюда необходимость особого внимания к искре.
Причины из-за которых может быть слабая искра на свечах
Принцип батарейного зажигания настолько же прост и понятен, насколько примитивен и нелогичен с точки зрения современной электроники.
Но ничего лучше сделать не удаётся — в массовом производстве способ накопления энергии в магнитном поле индукционной катушки для автомобилей пока незаменим. Причём она же одновременно служит и повышающим трансформатором.
Проявлением прогресса стали лишь несколько принципиальных изменений:
- используются индивидуальные катушки на каждую свечу;
- исключены прерыватели и распределители (трамблеры);
- вместо контактов установлены полупроводниковые ключи (драйверы);
- накопление энергии не зависит от числа цилиндров.
В результате проблема недостатка энергии, то есть мощности системы зажигания, перестала существовать. Но остались еще относительно старые моторы, где это актуально.
Прочитай: Через сколько менять свечи зажигания
И там есть несколько вопросов к разработчикам зажигания, особенно после того, как мотор уже «устанет»:
- катушка зажигания (бобина) накопила в себе множество компромиссов между мощностью, эффективностью на больших оборотах, высоким коэффициентом трансформации и конструктивной надёжностью, то есть она одинакова плоха во всех этих факторах, тем более при большой наработке;
- борьба с радиопомехами сама по себе успешна, но работает за счёт снижения энергии искры;
- при повышении напряжения во вторичной цепи, необходимого для пробоя увеличенного зазора в свече, сказывается как увеличение степени сжатия моторов, так и электрическая прочность высоковольтной арматуры;
- автозаводы не проявляют рвения в разработке средств усовершенствования старых систем зажигания, в результате рынок заполнен откровенными мошенниками с чудо-изделиями.
На самом деле добавить мощности системы несложно, если понять, как это реально делается на основе знания матчасти.
Способы усиления искры
Для понимания основ терминологии – важна энергия искры, а мощность – это способность узла генерировать больше энергии в единицу времени.
Установка двух катушек
Накопленная в бобине энергия пропорциональна индуктивности и квадрату силы тока. Увеличивать первое нежелательно, поскольку снизится скорость нарастания тока, а второе – предъявит тяжёлые требования к ключу и также ограничит быстродействие. У тока есть время для нарастания только в промежутке между искрами.
Выход достаточно прост – можно поставить вторую катушку со своим ключом (коммутатором). Заодно и ликвидировать распределитель для четырёхцилиндрового мотора.
Разряд будет происходить через две свечи сразу, вторая при этом не помешает, там такт выпуска при небольшом давлении. А два коммутатора дополнительно повысят надёжность.
Установить свечи без резисторов
Резистор в свече нужен для подавления радиопомех. Попутно он давит и ток разряда. Это незаметно для напряжений современных систем, а у старых забирает важную энергию.
Если помехи не волнуют, а искра нужна хорошая — есть свечи вообще без гасящих резисторов.
Поставить высоковольтные провода из меди
Ровно то же самое относится к ВВ проводам. Они содержат погонное сопротивление, давящее помеху путём сглаживания фронта разряда. Заодно и мощность. Можно установить обычные высоковольтные провода с медной жилой.
Увеличить расстояние между электродами
Если получится любыми способами поднять напряжение во вторичной цепи, то эффект от этого реализуется увеличением разрядного промежутка. Вырастет объём разрядной плазмы, а значит и энергия.
Установить на свечу усилитель
Практически все «усилители» для свечей придуманы мошенниками. Используется простой эффект внедрения дополнительного разрядного промежутка.
Читайте также: Чем отличаются горячие свечи зажигания от холодных
Благодаря ему фронт нарастания напряжения на свече становится круче, что в некоторых ситуациях полезно, но в большинстве только уменьшает энергию на величину второго разряда.
Поставить бесконтактную систему зажигания
Самое эффективное – внедрить современный принцип искрообразования. Коммутаторы с надёжным полевым ключом, датчик Холла в трамблёре, набор правильных катушек зажигания от инжекторного двигателя.
Можно даже установить «мозги» от впрыскового (инжекторного) мотора, задействовав их чисто на зажигание. Это полностью решит все проблемы и закроет вопросы по искрообразованию во всех режимах.