Зачем нужны свечи зажигания, правила подбора и ресурс

Процесс езды автомобиля осуществляется за счет слаженной работы немалого количества специализированных узлов и деталей. Одними из таких выступают свечи зажигания. Они обладают достаточно компактными габаритами, однако играют большую роль в запуске ДВС.

Принцип работы свечи зажигания

На этапе запуска бензинового мотора последнему требуется воспламенение топливовоздушной смеси, которое происходит за счет зажигания электрической искры. Именно эту функцию и выполняют свечи зажигания.

От исправности данных устройств напрямую зависит эффективность работы двигателя внутреннего сгорания. Искра от свечей зажигания появляется между двумя электродами – боковым и центральным.

За счет данной операции смесь воспламеняется и начинает гореть, выделяя при этом обильное количество газов и тепла, которые, в свою очередь, расширяясь, оказывают давление на поршни и заставляют вращаться коленчатый вал, что является неотъемлемой составляющей работы ДВС.

Подробнее: Чем отличаются горячие свечи зажигания от холодных

Если же свечи полностью или хотя бы частично придут в негодность, в процессе сгорания горючего появятся пропуски, который также называют «пустыми тактами».

Это существенно снизит эффективность работы ДВС, а поэтому важно следить, дабы те постоянно находились в исправном состоянии.

Характеристики и устройство свечей зажигания

Как и другие элементы автомобильной конструкции, свечи зажигания обладают собственными техническими параметрами, на которые необходимо ориентироваться при их выборе.

Искровой зазор

Данная характеристика представляет собой промежуток между центральным и боковым электродами.

Оптимальный показатель этого параметра определяется в зависимости от конструкционных особенностей конкретной модели двигателя:

  1. Для карбюраторных моделей классического типа – от 0.5 до 0.6 мм.
  2. Для карбюраторных с электронным зажиганием – от 0.7 до 0.8 мм.
  3. Для инжекторных ДВС – от 1 до 1.3 мм.

Несмотря на то, что данная характеристика измеряется в небольших величинах, каждый миллиметр расстояния между электродами оказывает немалое влияние на работу двигателя. Отклонения в любую из сторон могут повлечь за собой повышенный расход топлива или снижение мощности.

Как правило, в качественных изделиях подобное расстояние определяется и выставляется еще на заводе, однако при необходимости его можно самостоятельно измерить посредством специальных щупов и скорректировать.

Калильное число

Этот параметр отражает температурный диапазон, в рамках которого может функционировать свеча. На верхнем его пределе образуется калильное зажигание.

На основе данной характеристики свечи делятся на три категории:

  1. Горячие. Обладают низким калильным числом. Как правило, используются в двигателях промышленного типа. Они подходят для обеспечения стабильной работы на невысоких оборотах, а поэтому абсолютно не подходят для спортивных авто и даже могут навредить их ДВС.
  2. Средние. Показатель таких свечей находится на средней отметке. Подобные варианты интегрируются в подавляющее большинство обыкновенных машин.
  3. Холодные. Данные модели свечей предназначены специально под авто спортивного типа. Они могут обеспечивать работу мотора на высоких оборотах. Их не следует интегрировать в малолитражные ДВС, так как те быстро покроются толстым слоем нагара, а поэтому не смогут нагреваться до необходимой температуры и самоочищаться.

Количество боковых электродов

Первые модели свечей производились с одним электродом, а во многих современных экземплярах их можно насчитать целых четыре штуки. Увеличение их количества никак не связано с повышением их производительности.

Оно обусловлено продлением срока их эксплуатации и обеспечением большей степени стабильности в искрообразовании.

Также существуют модели, не обладающие боковыми электродами вовсе. В таких устройствах их опцию выполняют вспомогательные электроды, размещающиеся на изоляторе.

В процессе работы они могут подавать сразу несколько зарядов. Как правило, стоимость подобных приспособлений более высокая.

Материал и толщина центрального электрода

По этому параметру свечи зажигания можно разделить на две группы – дешевые и дорогие.

Центральный электрод первых изготавливается из таких металлов как: железно, никель, цинк, медь.

Для производства ЦЭ свечей второго типа применяются: серебро, иридий, платина.

Также центральные электроды отличаются между собой по их диаметру, который определяется в зависимости от материала их изготовления. Данный показатель может варьироваться в диапазоне от 0.4 до 2.5 мм.

Продолжение: Как увеличить мощность искры на свече зажигания

Варианты из более дорогих металлов обладают более тонкими электродами, сокращение толщины которых удалось добиться как раз за счет их прочности и тугоплавкости.

Свечи с ЦЭ из дорогих металлов способны обеспечивать более легкий запуск ДВС в холодную пору года, а также снижать количество вредоносных выхлопов и сокращать горючего. Продолжительность их эксплуатации также существенно выше, нежели у дешевых аналогов.

Какие свечи надежнее: иридиевые, платиновые, никелевые

Наиболее распространенными являются свечи, изготовленные из таких металлов как никель, платина и иридий.

Основной недостаток никелевых свечей заключается в большой толщине ЦЭ, из-за чего на него легко подвешивается капля бензина. В холодную пору году подобные свечи может «заливать», что существенно затруднит запуск ДВС.

Платина обладает отличной устойчивостью к коррозии, а температура плавления данного металла достигает 1 700 градусов. Электроды свечей из этого металла являются весьма тонкими, а поэтому для воспламенение топливовоздушной смеси им хватает весьма небольшого напряжения, что отлично подходит на зимний период.

Также в таких моделях достаточно долго сохраняется зазор. Как правило, они могут выдержать от 50 тысяч км и более даже на низкокачественном горючем.

Свечи из иридия причисляют к устройствам нового поколения. Они имеют наиболее тонкий центральный электрод и требуют еще меньшего напряжения для образования искры. Температура плавления этого металла составляет 2 500 градусов.

Зачастую эти приспособления могут выдерживать до 100 тысяч км езды. Стоит отметить, что некоторые модели иридиевых свечей могут обладать более низким ценником, нежели модели из платины, так как последняя подскочила в стоимости.

Когда и как часто менять свечи зажигания

Для надежной и эффективной работы ДВС крайне важна своевременная замена свечей зажигания. Периодичность их замены напрямую зависит от материала изготовления центрального электрода. Оптимальные сроки замены для:

  1. Никелевых – от 30 до 45 тыс. км.
  2. Платиновых – порядка 70 тыс. км.
  3. Иридиевые – около 120 тыс. км.

Однако, в случае непредвиденного выхода свечей из строя, их замена может потребоваться раньше. Для этого важно отслеживать их состояние.

О чем может рассказать нагар на свечах зажигания

В процессе эксплуатации на свечах появляется специфический налет, образующийся при сгорании топлива. Он может отличаться по своему оттенку, который будет свидетельствовать о его состоянии.

Само наличие нагара не является симптомом какой-либо проблемы, однако его нормальный оттенок должен быть серым.

По черному нагару достаточно сложно определить конкретный тип неисправности. Это может быть связано с излишним количеством масла, поступающим в камеру сгорания, либо перенасыщенностью топливовоздушной смеси бензином, который не успевает полноценно сгорать.

Налет красного цвета может появиться в случае применение каких-либо присадок из-за содержания в них большого количества химии. Со временем этот слой будет становиться все больше, что может привести к прекращению работоспособности свечи.

Матовый нагар белого цвета будет свидетельствовать об использовании горючего невысокого качества, а глянцевый белый – о перегреве свечи по причине недостающего охлаждения. Последнего может не хватать и клапанам, которые также могут быть повреждены.

Оставить отзыв

К началу страницы