С появлением многоклапанных моторов на гражданских легковых автомобилях головка блока цилиндров выросла в размерах и появилось понятие свечных колодцев. Это углубление в крышке ГБЦ, где обычно стоят индивидуальные катушки зажигания, подключённые без привычных высоковольтных проводов.
Колодцы закрыты снизу, поэтому могут накапливать грязь и жидкости. Легче всего попасть туда моторному маслу через стык крышки, что может иметь нежелательные последствия.
Из-за чего свечные колодцы заливает маслом
Существует несколько способов уплотнения этих полостей:
- крышка газораспределительного механизма (ГРМ) ставится на герметик, это достаточно надёжно, но только в случае применения качественных составов, соответственно и дорогих;
- используется общая прокладка клапанной крышки, в состав которой входят отформованные уплотнения зоны размещения свечей и катушек, в целом это надёжнее, чем герметизация «жидкими прокладками»;
- в пластиковом или металлическом литье крышки сформированы кольцевые углубления, в которых размещены упругие резиновые кольца.
Последний способ можно считать наиболее надёжным, поскольку здесь можно соблюсти выполнение разных требований к материалу большой прокладки, уплотняющей крышку по периметру, и того, который лучше применить к кольцевым сечениям.
Будут отличия по упругости, термостойкости и даже сопротивляемости к нефтепродуктам.
Общая прокладка также работает неплохо, поскольку долго сохраняет упругость и предварительный натяг, созданный крепёжными болтами. Многое зависит от тщательности подбора материала, что в конечном счёте определяется ценой изделия.
Особенно это важно при замене прокладки после ремонта, рынок предлагает много аналогов с большим разбросом по качеству. Некоторые начинают пропускать масло сразу же после установки.
Герметик уплотняет надёжно, обладает высоким уровнем маслостойкости, но совершенно лишён упругости, создать натяг невозможно.
Хороший материал от известного производителя служит долго, но если рассматривать вопрос теоретически, то такое уплотнение наименее надёжное. Тем более бессмысленно использовать при ремонте старую прокладку, нанеся на неё слой герметика.
Последствия
В свечных колодцах обычно располагаются относительно дорогие и сложные индивидуальные катушки зажигания. Их изоляция должна обеспечивать стойкость к очень высокому напряжению, измеряемому десятками киловольт.
При этом делать её с запасом по толщине не получится из-за недостатка места в углублениях. Спасает технологичность материала, но и у него есть свои пределы по долговременной стойкости.
Попадание масла, тем более длительное нахождение его в зоне уплотнения изолятора свечи колпачком катушки при высоких температурах и наличии кислорода воздуха, ведёт к деградации материала.
Прочность изоляции падает, начинаются электрические пробои, катушку можно считать непоправимо испорченной.
Само по себе масло является отличным изолятором, его в этой роли применяют в высоковольтных трансформаторах. Но здесь не тот случай, масло как изолятор должно быть идеально чистым. Моторное никак нельзя считать таковым, в нём огромное количество присадок, к тому же металлосодержащих.
Кроме того, в колодцах накапливается дорожная грязь и вода, что еще больше повышает проводимость образовавшейся смеси.
Это интересно: Что делать если свечи накала не выкручиваются
Ни о каких изолирующих свойствах говорить нельзя, зато проникающая способность на высоте. Появляется крайне нежелательное шунтирование искрового промежутка свечи, что приводит к пропускам зажигания и отказам.
Мотор «троит», теряет мощность, растёт расход топлива и износ цилиндров, а катушки придётся заменять, никакой очистке и ремонту они не подлежат.
Устранение неисправностей
Если в колодцах обнаружено масло, а контролировать это необходимо при каждом ТО автомобиля, то придётся снимать клапанную крышку.
Перед этим углубления тщательно промываются очистителями, продуваются сжатым воздухом, только потом снимаются свечи и процесс повторяется уже с улучшенным доступом ко всем поверхностям.
Прокладка крышки и отдельные уплотнения колодцев заменяются на новые, максимально качественные, экономия тут неуместна. Болты затягиваются указанным в документации моментом, это важно, поскольку резьба слабая, а прокладка должна быть обжата должным образом.
Недопустимы складки и иные погрешности монтажа. Если предусмотрен герметик, то надо использовать тот, который указан в каталоге производителя, если даже не под заводским номером, то компании, поставляющей состав на конвейер, в её каталоге номер будет другой, но указано кросс-соответствие.
После долгой эксплуатации с маслом в колодцах, когда уже появились перебои в двигателе, придётся заменить свечи и катушки в проблемных цилиндрах. Не стоит надеяться на надёжную работу изоляции, подпорченной горячим и грязным маслом.