Минимальное расстояние между центральным и боковым электродами в свече искрового зажигания двигателей внутреннего сгорания принято кратко именовать «зазором». Эта величина зависит от многих факторов, таких как модель ДВС, степень сжатия, тип свечи, материалы электродов, особенностей организации системы зажигания.
Содержание статьи:
Стремление добиться максимальной эффективности от мотора заставляет конструкторов оптимизировать все параметры деталей, поэтому зазор подбирается достаточно точно, хотя и не до сотых долей миллиметра.
Пределом погрешности здесь можно считать величину порядка 0,1 мм, к тому же значение может меняться во время эксплуатации, а в большинстве случаев и регулироваться при техническом обслуживании.
Какое влияние оказывает свечной зазор на работу двигателя
Энергия искрового разряда ограничена и определяется возможностями высоковольтного трансформатора (катушки, бобины) и ключа (драйвера), формирующего низковольтный импульс на первичную обмотку.
Увеличивать её конструктивно можно до определенного предела, который в общем случае уже достигнут по экономическим и прочим критериям.
Однако назначение искры в современном двигателе – своевременное и гарантированное воспламенение смеси паров бензина и воздуха.
Причем требования экономичности заставляют сделать эту смесь возможно более бедной, то есть с существенным избытком кислорода в сравнении с химически необходимым соотношением (стехиометрическим). Но бедные смеси плохо горят, еще хуже поджигаются.
Для выхода из ситуации надо увеличивать зону искрового разряда, в которой образуется ионизированный высокотемпературный газ – плазма, то есть делать максимальным зазор между электродами. Но тут есть свои ограничения.
В конце такта сжатия смесь в цилиндре находится под давлением десятка атмосфер и больше. Чем оно выше, тем труднее пробить промежуток. Потребуется увеличение напряжения, которое и так конструктивно максимально.
Дальше начнутся пробои изоляции, повреждение катушек и проводов. Отсюда и необходимость соблюдения проверенного и рекомендованного зазора.
Он не может быть больше или меньше, в разной степени это приведет к перебоям воспламенения в переменных режимах работы мотора.
Каким должен быть зазор в свечах зажигания
Зазор указывается в перечне регулировочных параметров двигателя. Поскольку используются только одобренные изготовителями свечи, то он устанавливается заводом.
Точные значения индивидуальны, но есть определенные групповые ограничения.
Таблица
Несколько типовых случаев сведено в таблицу:
Исполнение систем зажигания и питания | Карбюратор, батарейное | Карбюратор, электронное | Инжектор, катушки с ВВ проводкой | Инжектор, катушки по цилиндрам | Электроды типа платина и иридий |
Величина зазора, мм | 0,55-0,65 | 0,7-0,8 | 0,8-1,0 | 1-1,3 | Нет норм, зависит от свечи |
В последнем случае зазор может быть очень велик, но форма электродов такова, что напряженность электрического поля концентрируется в узкой области, что форсирует пробой и позволяет увеличить объём плазмы.
К чему приводит неправильный зазор
В общем случае это перебои в работе, падение показателей отдачи и расхода, рост вероятности отказов и поломок.
Величина больше необходимого значения
Чаще всего на практике сталкиваются именно с этим отклонением. Происходит оно из-за электрической эрозии и высокотемпературного износа (обгорания) электродов.
Последствия:
- рост напряжения в пике импульса, пробои изоляции проводов и катушек, утечки заряда;
- пропуски воспламенения из-за отсутствия разряда в штатном промежутке;
- неуверенный запуск двигателя, загрязнение свечей;
- проблемы в первичной цепи, пробои драйверов и прочей электроники;
- помехи аппаратуре.
Без корректировки зазора очень быстро потребуется дорогое ремонтное вмешательство.
Уменьшенный зазор между электродами
Уменьшиться зазор может из-за неверного выбора детали или механического повреждения при хранении, транспортировке и монтаже.
Результаты:
- снижение мощности разряда;
- пропуски воспламенения при стабильном искрообразовании, плохая работа в переменных режимах и при отклонениях состава смеси;
- низкая мощность двигателя, перерасход топлива, провалы при разгоне.
Иногда уменьшают зазор искусственно в качестве временной меры до замены комплекта.
Как выставить
Далеко не всегда требуется корректировать зазоры. Нормальная ситуация, когда он остается в допустимых пределах до регламентной замены свечей. Особенно если речь идет о платиновых или иридиевых изделиях. Но иногда регулировка необходима.
Для этого используется специальное приспособление, которым удобно подгибать боковой электрод на контролируемую небольшую величину. Зазор измеряется щупом, желательно круглого сечения.
Важно проверять именно минимальное расстояние. На практике вполне допустимо вначале выставить величину заведомо больше, после чего аккуратными постукиваниями бокового электрода о твердый предмет довести расстояние до требуемого.
Каким должен быть свечной зазор при работе на газу и бензине
С величиной для эксплуатации на бензине все ясно – она должна соответствовать заводской комбинации свечи и двигателя. Но некоторые моторы переводят на газовое топливо, которое обходится дешевле.
У него есть свои преимущества и недостатки, которые отражаются и на процессе искрообразования. Тут работают два фактора, влияющие на регулировку:
Пробой газовой смеси под давлением потребует повышенного напряжения. Чтобы не перегрузить изоляцию катушки зажигания, следует несколько уменьшить искровой промежуток.
Это позволит достигнуть стабильности пробоя во всех режимах, особенно при резком ускорении, когда давление растет, а состав смеси меняется.
Но против уменьшения срабатывает второй довод – нужна повышенная мощность разряда. Энергия неизменна, она формируется системой зажигания, значит надо увеличить объём плазмы, то есть искровой промежуток и напряжение пробоя. Что прямо противоречит первому фактору.
Типовые рекомендации диаметрально противоположны – зазор должен быть уменьшен или увеличен. Вывод логичен – если в систему зажигания не вносится кардинальных изменений при переходе на газ, то лучше оставить все как было.
Ничего особенного не произойдет, работоспособность сохранится. Мотор обеспечит бесперебойность на обоих видах топлива. Лишь бы свечи выдержали повышенную температуру при сгорании газа, а это выполняется иными мерами.