Что такое гидрокомпенсаторы в двигателе, признаки и причины неисправности

Автомобиль представляет собой достаточно сложный по устройству механизм, который требует выполнения различного рода манипуляций для поддержания его в работоспособном состоянии. Однако, от необходимости выполнения некоторых из них можно легко избавиться, интегрировав в авто соответствующие комплектующие. 

Одной из таких манипуляций является регулировка моторов рабочего клапана, в которых со временем эксплуатации образуются тепловые зазоры.

Для избавления водителя от их ручной корректировки и применяются гидрокомпенсаторы.

Зачем нужны гидрокомпенсаторы, расположение

Гидрокомпенсаторы (сокращенно – ГК) или, как из называют многие автомобилисты – «гидрики», представляют собой специальная деталь в ДВС (двигателе внутреннего сгорания), которая располагается в приводном механизме клапанов.

Ключевая задача данной запчасти – предотвращение возникновения зазоров в моторном клапане, что появляются между распределительным валом и самим клапаном.

Данный зазор является необходимым, однако его величина устанавливается производителем и должна оставаться фиксированной.

При слишком маленьком тепловом зазоре клапан прекращает плотно закрываться, герметизируя камеру сгорания, а образование слишком большого зазора приводит к частичному или полноценному открытию клапана, что негативно отражается на наполняемости цилиндра топливовоздушной смесью.

Гидрокомпенсатор позволяет осуществлять данную регулировку на автоматической основе, обеспечивая:

  1. Меньший уровень шума, издаваемый двигателем внутреннего сгорания в процессе работы.
  2. Корректировку величины зазора от естественного износа запчастей.
  3. Простоту технического обслуживания двигателя, обусловленную отсутствием необходимости в ручной настройке.
  4. Более продолжительный срок эксплуатации всего агрегата.

Устройство

В зависимости от разновидности ДВС, исполнение гидрокомпенсатора может быть различным, однако его конструкция в обязательном порядке предусматривает такие составляющие как:

  1. Плунжер.
  2. Возвратная пружина.
  3. Поршень с обратным шариковым клапаном.

Все вышеперечисленные комплектующие обрамлены в корпус. Ключевым конструкционным элементом данного механизма выступает именно плунжерная пара, состоящая из самого плунжера и его втулки.

Зазор между данными деталями может варьироваться в диапазоне от 5 до 8 мкм. Этой величины достаточно для обеспечения высокой степени герметичности соединения, а также одновременного сохранения подвижности запчастей.

Прочитай: Почему все отключают систему EGR

Также конструкция ГК предусматривает специальное отверстие для поступления масла, которое располагается в нижней области плунжера. Закрывается оно посредством подпружиненного поршня с обратным клапаном шарикового типа.

Принцип работы

Схема работы подобного устройства схожу с обыкновенными шприцами. В тех случаях, когда на клапан не оказывается давления распределительным валом, пружина ГК разжимается, тем самым выдвигая плунжер.

В образовавшееся свободное место начинает поступать моторное масла посредством клапана.

Количество моторного масла, находящегося в плунжере, в процессе работы ДВС меняется на постоянной основе, что позволяет автоматически регулировать необходимую величину теплового зазора.

Типы гидрокомпенсаторов

В зависимости от конструкционных особенностей газораспределительных механизмов, различают следующие типы ГК:

  1. Гидротолкатели.
  2. Роликовые гидротолкатели.
  3. Гидроопоры.
  4. Гидроопоры, подлежащие монтажу под рычаги или коромысла.

Между собой такие приспособления отличаются исключительно по месту расположения, а их принцип работы остается неизменным для всех типов.

Признаки и причины поломки

Ключевые причины неисправности ГК заключаются в загрязнении масляных каналов ДВС, а также износе плунжерной пары и рабочих поверхностей обратного клапана.

Это интересно: Почему масло попадает в свечные колодцы двигателя

Характерным «симптомом» выхода гидрокомпенсатора из строя выступает появление стука в клапанах при работе двигателя.

Основных причин такой поломки может быть три:

  1. Износ комплектующих ГК.
  2. Засорение механизма, вызванное использованием низкокачественного масла, либо его несвоевременной замены.
  3. Наличие воздуха в полости над плунжером, который зачастую появляется при некорректном объеме моторного масла в картере.

Также возникновения воздуха в надплунжерной полости может быть обусловлено продолжительной стоянкой транспортного средства под немалым уклоном.

Почему стучат гидрокомпенсаторы

ГК могут стучать как на «горячую», так и на «холодную».

Причины стука на холодном двигателе:

  • Загрязненные каналы. Шум в таком случае может исчезать спустя определенное время, что обуславливается нагревом масла, из-за чего то становится более жидким.
  • Применение слишком густой смазки без учета рекомендаций от производителя.
  • Износ клапана, из-за которого шариковый механизм утрачивает способность стравливать моторное масло.

Стук на горячем двигателе может быть обусловлен:

  1. Некачественным и/или грязным маслом.
  2. Выходом масляного насоса из строя.
  3. Нехваткой масла в картере, либо наоборот – ее избытком.
  4. Поломкой самого ГК.

Как устранить неполадки

В определенных ситуациях привести гидрокомпенсатор в рабочее состояние можно и своими силами. В первую очередь, при появлении стуков, следует провести промывку с последующей очисткой масляных клапанов.

Также необходимо проверить уровень моторного масла в ДВС и привести его к норме в случае необходимости. При использовании низкокачественного или загрязненного масла, поможет избавиться от стука только его замена.

Для избавления от лишнего воздуха в ГК следует завести двигатель внутреннего сгорания, а затем разогнать его в течение десяти раз в медленном темпе.

Если после проделывания вышеперечисленных манипуляций проблема со стуком не пропадает, тогда причина неисправности вероятно кроется в повреждениях ГК, определить и устранить которые самостоятельно без надлежащего опыта и навыков крайне проблематично.

В подобной ситуации лучшим выходом станет обращение к специалистам на СТО.

Оставить отзыв

К началу страницы