Автомобиль представляет собой достаточно сложный по устройству механизм, который требует выполнения различного рода манипуляций для поддержания его в работоспособном состоянии. Однако, от необходимости выполнения некоторых из них можно легко избавиться, интегрировав в авто соответствующие комплектующие.
Содержание статьи:
Одной из таких манипуляций является регулировка моторов рабочего клапана, в которых со временем эксплуатации образуются тепловые зазоры.
Для избавления водителя от их ручной корректировки и применяются гидрокомпенсаторы.
Зачем нужны гидрокомпенсаторы, расположение
Гидрокомпенсаторы (сокращенно – ГК) или, как из называют многие автомобилисты – «гидрики», представляют собой специальная деталь в ДВС (двигателе внутреннего сгорания), которая располагается в приводном механизме клапанов.
Ключевая задача данной запчасти – предотвращение возникновения зазоров в моторном клапане, что появляются между распределительным валом и самим клапаном.
Данный зазор является необходимым, однако его величина устанавливается производителем и должна оставаться фиксированной.
При слишком маленьком тепловом зазоре клапан прекращает плотно закрываться, герметизируя камеру сгорания, а образование слишком большого зазора приводит к частичному или полноценному открытию клапана, что негативно отражается на наполняемости цилиндра топливовоздушной смесью.
Гидрокомпенсатор позволяет осуществлять данную регулировку на автоматической основе, обеспечивая:
- Меньший уровень шума, издаваемый двигателем внутреннего сгорания в процессе работы.
- Корректировку величины зазора от естественного износа запчастей.
- Простоту технического обслуживания двигателя, обусловленную отсутствием необходимости в ручной настройке.
- Более продолжительный срок эксплуатации всего агрегата.
Устройство
В зависимости от разновидности ДВС, исполнение гидрокомпенсатора может быть различным, однако его конструкция в обязательном порядке предусматривает такие составляющие как:
- Плунжер.
- Возвратная пружина.
- Поршень с обратным шариковым клапаном.
Все вышеперечисленные комплектующие обрамлены в корпус. Ключевым конструкционным элементом данного механизма выступает именно плунжерная пара, состоящая из самого плунжера и его втулки.
Зазор между данными деталями может варьироваться в диапазоне от 5 до 8 мкм. Этой величины достаточно для обеспечения высокой степени герметичности соединения, а также одновременного сохранения подвижности запчастей.
Прочитай: Почему все отключают систему EGR
Также конструкция ГК предусматривает специальное отверстие для поступления масла, которое располагается в нижней области плунжера. Закрывается оно посредством подпружиненного поршня с обратным клапаном шарикового типа.
Принцип работы
Схема работы подобного устройства схожу с обыкновенными шприцами. В тех случаях, когда на клапан не оказывается давления распределительным валом, пружина ГК разжимается, тем самым выдвигая плунжер.
В образовавшееся свободное место начинает поступать моторное масла посредством клапана.
Количество моторного масла, находящегося в плунжере, в процессе работы ДВС меняется на постоянной основе, что позволяет автоматически регулировать необходимую величину теплового зазора.
Типы гидрокомпенсаторов
В зависимости от конструкционных особенностей газораспределительных механизмов, различают следующие типы ГК:
- Гидротолкатели.
- Роликовые гидротолкатели.
- Гидроопоры.
- Гидроопоры, подлежащие монтажу под рычаги или коромысла.
Между собой такие приспособления отличаются исключительно по месту расположения, а их принцип работы остается неизменным для всех типов.
Признаки и причины поломки
Ключевые причины неисправности ГК заключаются в загрязнении масляных каналов ДВС, а также износе плунжерной пары и рабочих поверхностей обратного клапана.
Это интересно: Почему масло попадает в свечные колодцы двигателя
Характерным «симптомом» выхода гидрокомпенсатора из строя выступает появление стука в клапанах при работе двигателя.
Основных причин такой поломки может быть три:
- Износ комплектующих ГК.
- Засорение механизма, вызванное использованием низкокачественного масла, либо его несвоевременной замены.
- Наличие воздуха в полости над плунжером, который зачастую появляется при некорректном объеме моторного масла в картере.
Также возникновения воздуха в надплунжерной полости может быть обусловлено продолжительной стоянкой транспортного средства под немалым уклоном.
Почему стучат гидрокомпенсаторы
ГК могут стучать как на «горячую», так и на «холодную».
Причины стука на холодном двигателе:
- Загрязненные каналы. Шум в таком случае может исчезать спустя определенное время, что обуславливается нагревом масла, из-за чего то становится более жидким.
- Применение слишком густой смазки без учета рекомендаций от производителя.
- Износ клапана, из-за которого шариковый механизм утрачивает способность стравливать моторное масло.
Стук на горячем двигателе может быть обусловлен:
- Некачественным и/или грязным маслом.
- Выходом масляного насоса из строя.
- Нехваткой масла в картере, либо наоборот – ее избытком.
- Поломкой самого ГК.
Как устранить неполадки
В определенных ситуациях привести гидрокомпенсатор в рабочее состояние можно и своими силами. В первую очередь, при появлении стуков, следует провести промывку с последующей очисткой масляных клапанов.
Также необходимо проверить уровень моторного масла в ДВС и привести его к норме в случае необходимости. При использовании низкокачественного или загрязненного масла, поможет избавиться от стука только его замена.
Для избавления от лишнего воздуха в ГК следует завести двигатель внутреннего сгорания, а затем разогнать его в течение десяти раз в медленном темпе.
Если после проделывания вышеперечисленных манипуляций проблема со стуком не пропадает, тогда причина неисправности вероятно кроется в повреждениях ГК, определить и устранить которые самостоятельно без надлежащего опыта и навыков крайне проблематично.
В подобной ситуации лучшим выходом станет обращение к специалистам на СТО.