Цены на бензин растут непрерывно, а ведь это и так основная статья расходов на эксплуатацию автомобиля. Переход на более экономичные двигатели замедлился из-за ограничений по экологии, которые вынуждают, как это ни странно, вырабатывать компромисс в конструкции мотора.
Нельзя улучшать обе эти характеристики одновременно, по крайней мере в текущей ситуации достигших планки совершенства двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Не спасает и применение дизельных моторов, а также переход на газовое топливо. Дизель слишком сложен, что лишь даёт рассрочку затрат, а газ дорожает ещё быстрее бензина.
Остаются резервы экономии, связанные с характером эксплуатации и технического обслуживания.
Причины повышенного расхода топлива + решение
Для снижения расхода придётся немного изучить матчасть автомобиля и откорректировать свой стиль езды, если этому не было уделено внимание в автошколе или знания со временем утратились.
Манера езды
Самое главное в экономии – это даже не конструкция автомобиля, а оптимальное им управление.
Двигатель потребляет тем больше горючего, чем сильнее его нагружают. И второе – насколько долго его заставляют работать в таких режимах.
Отсюда выводы:
- не стоит интенсивно разгоняться, если понятно, что вскоре придётся тормозить, выделяемое при замедлении тепло берётся именно от внутренней химической энергии топлива;
- расход растёт примерно пропорционально скорости движения, главную роль здесь играют аэродинамические потери, которые начиная с определённого предела уже даже зависят от темпа не линейно, а в квадрате и даже кубе;
- минимальный расход будет при равномерном движении со скоростью 50-60 км/ч на высшей передаче, понятно, что так ездить неинтересно и даже опасно, но иногда приходится тянуть до заправки на последних литрах;
- накат у машин с механической коробкой позволяет сэкономить, но пользоваться им надо осознанно, этот режим опасен потерей управляемости, а на спусках – отказом тормозов при попытке замедлиться из-за перегрева;
- во многих машинах имеется маршрутный компьютер, наблюдения на его экране за показателем мгновенного расхода научат многому и позволят пересмотреть свой стиль.
Увлекаясь экономией, надо помнить, что в некоторых режимах обороты двигателя станут слишком низкими, это для него вредно. Последующий ремонт отнимет все сбережённые средства.
Перегруз авто
При движении по ровной горизонтальной дороге с постоянной скоростью масса автомобиля слабо влияет на расход.
Но неизбежны разгоны и торможения, а также подъёмы, где тяжёлой машине потребуется больше горючего для преодоления инерции, поэтому не стоит возить с собой то, что лень выгружать. Малый вес – залог бережливости.
Некачественное топливо
Если мотор по инструкции способен потреблять относительно дешёвое низкооктановое топливо, то это не означает, что так можно сэкономить. Не получится, двигатель под него автоматически адаптируется, снижая показатели удельного расхода.
Плохое топливо придётся чаще заливать, уже не говоря о его безусловно отрицательном влиянии на ресурс. Всегда надо пользоваться максимально качественным продуктом из разрешённых к применению.
Износ ДВС
Минимальный расход будет у автомобиля с хорошо обкатанными агрегатами, но ещё не вошедшими в зону заметного износа. Не говоря о критических состояниях. Большие зазоры в поршневой группе, изношенные вкладыши, сдвинутые фазы газораспределения и прочие естественные процессы в старом моторе потребуют дополнительной энергии, которую придётся оплачивать при каждой заправке.
Лучше раньше отремонтировать двигатель, да это и гораздо дешевле обойдётся, чем его замена в сборе или покупка большинства дорогих деталей.
Сцепление
Буксующее сцепление само по себе отбирает энергию на сильный разогрев. Кроме того, двигатель работает со скачками оборотов, особенно на высших передачах.
Бесполезные и опасные затраты, полностью сжечь изношенное сцепление можно буквально за минуты. Менять узел в сборе надо при малейших признаках пробуксовки.
Проблемы в системе питания
Не всегда об отклонениях в снабжении топливом сигнализирует лампочка «Проверь двигатель». Электронный блок управления способен вносить коррективы в пределах своих возможностей.
Заметить это может только профессиональный диагност, порекомендовав заменить уставшие датчики или другие элементы системы. По возможности периодически стоит к нему обращаться.
К сожалению, не все они умеют анализировать данные сканера, но поискать грамотного профессионала смысл имеется.
Воздушный фильтр
Забитый фильтр, не важно чем, водой или пылью, выполняет роль второго дросселя в воздушной магистрали. Мозги двигателя умеют это парировать, но расход всё равно вырастет.
Фильтр стоит недорого, есть смысл уменьшить интервалы его замены, особенно при попадании влаги или езды по пыльным дорогам, а процедура на большинстве машин простейшая.
Давление в шинах
Трение качения колеса уменьшается с ростом давления в нём. Это не означает, что надо ездить на перекачанных шинах, тогда придётся понести затраты на их раннюю замену, да и ресурс подвесок сокращается. Пострадает и управляемость.
Следить надо за верхней границей нормы, контролируя давление раз в неделю и корректируя пониженное.
Не отрегулированный сход-развал
Тут даже трудно сказать, на что больше влияет изменение углов установки колёс, на износ резины или перерасход топлива. Вопрос бессмысленный, и то и другое обойдётся дорого.
Прочитай: Что надо знать об углах установки колес автомобиля
Фактически невнимательный водитель будет платить за стирание собственного протектора. Стенд надо посещать регулярно, а не только после ремонта подвески.
Не настроенное зажигание
К счастью, в современных автомобилях регулировать зажигание нет необходимости, да и невозможно. Этим занимается электроника по сигналам датчиков и данным карт в памяти.
Но на старых машинах выставлять зажигание надо по приборам (стробоскопом), а не вращением корпуса трамблёра с шаманским выражением лица, как многие «профи» поступают. Одновременно проверяя работу центробежного и вакуумных регуляторов.
Важна и мощность искры, которая зависит от настроек трамблёра. Это чисто историческая информация, таких машин уже практически не осталось.
Тормозная система
Во время движения тормозные колодки не должны касаться дисков или барабанов. На новых машинах так и происходит, но постепенно коррозия делает своё дело.
Колодки могут подклинивать, машина постоянно притормаживает. Проверить просто – если проехать некоторую дистанцию, не пользуясь тормозами, колёса должны иметь температуру окружающей среды, но никак не больше.
В противном случае механизмы придётся перебрать, очистить и смазать, а в запущенных случаях – менять узлы в сборе.
Забитые форсунки
Форсунки проверяются на стендах после демонтажа. Снимаются параметры производительности, быстродействия и форма факела распыла. Тем более они не должны протекать при закрытых клапанах. Иногда помогает промывка, но надёжнее заменить весь комплект.
Электрика
Мотор управляется электронным блоком ЭБУ, работающим с датчиками и исполнительными механизмами. Отклонения в любой детали неизменно увеличивают расход.
Свечи зажигания
Плохо работающая свеча сведёт на нет все старания электроники по формированию мощного разряда. Начнутся пропуски зажигания, при каждом из них в трубу будет улетать порция несгоревшего бензина, то есть некоторая сумма денег.
Обычные никелевые свечи менять надо вместе с заменой масла, а платиновые или иридиевые – строго по инструкции к машине. Иначе закончится не только пропусками, но и заменой катушек и управляющей электроники.
Лямбда-зонд
Именно этот кислородный датчик следит за полным сгоранием топлива. Через него замыкается петля обратной связи по составу смеси.
Когда лямбда выходит из строя или начинает снижать быстродействие из-за засорения или износа, мотор переходит на обходную программу с косвенными вычислениями, что сразу потребует лишнего бензина. Диагностируется датчик сканером, где видна чёткость его работы в графическом представлении.
Датчик ДМРВ
Контроль за количеством воздуха в смеси осуществляется по данным датчика массового расхода ДМРВ или абсолютного давления и температуры.
При отказах или искажении показаний возникают погрешности, влияющие на качество смеси. Коррекция по лямбде отработает, но это уже неоптимальный режим со всеми вытекающими в трубу последствиями. Поможет диагностика.
Какие ошибки допускают водители
По незнанию или пренебрежению водители сами способствуют ускоренному опустошению бака.
Резкие разгоны
К увеличению потребления приводят как резкие, так и слишком медленные разгоны. Набирать скорость надо энергично, но не на пределе.
Педаль нажимается примерно на 70% полного хода, а обороты при переключении должны составлять примерно такой же процент от максимальных. Небольшие отклонения особой роли не играют, но во всём нужна мера. Помогут электронные подсказки маршрутного компьютера.
Кондиционер
Это полезное устройство потребляет топливо в значительном количестве. Можно оценить рост расхода при включении по данным дисплея расходомера.
Иногда разумнее открыть окна, а не ездить постоянно при работающей климатической установке, хотя в жару об этой экономии мало кто станет думать. Здоровье дороже.
Некачественное топливо
При наличии широкой сети брендовых заправок неразумно заливать дешёвый бензин в сомнительных точках. Как и качественный, но низкооктановый. Есть аналогия с собственным питанием, можно отравить машину. И уж точно не получить ни малейшей экономии.
Перегазовки
Перегазовка – это резкий набор оборотов без нагрузки с последующим сбросом. Абсолютно бессмысленное занятие.
Смесь мгновенно переобогащается для резкой раскрутки, после чего вся энергия уходит на тепло и внутреннее трение. Но некоторые так и ездят, ещё и «играя» при этом сцеплением.
Так делали водители старинных грузовиков, опасаясь заглушить двигатель. Зачем этим заниматься сейчас – совершенно непонятно.
Единственное исключение – приём быстрого перехода на пониженную передачу механической коробки. Но это из спорта, мало кто так умеет. Да и в КПП сейчас стоят мощные синхронизаторы, позволяя переключиться вниз без выдающегося мастерства.