Как правильно отрегулировать фары на автомобиле самостоятельно

Организация освещения пространства перед автомобилем ночью или во всех прочих условиях недостаточной видимости, например, в тумане, сильно отличается от работы прожекторов многих иных транспортных средств. Кораблям и поездам, а также зенитным установкам важнее сила и дальнобойность светового пучка, они не работают в условиях плотного дорожного трафика. Автомобилистам же надо заботиться о прочих участниках движения, таких как встречные водители, пешеходы на обочинах, но при этом вовремя обнаруживать препятствия.

Отсюда высокие и специфические требования к границам освещаемой зоны. Усложнённые продольными и поперечными изменениями положения кузова на неровностях и в поворотах.

Что надо понимать под регулировкой фар

Регулируется пространственное положение светового пучка по вертикали и по горизонтали. Вторым часто пренебрегают, а оно не менее важное.

Прочитай: Как сделать подсветку колёс своими руками

Если фара будет освещать встречную полосу вместо обочины, то вряд ли поможет самая крайняя вертикальная регулировка с направлением луча под собственные колёса. К тому же диапазоны регулирования ограничены.

Когда делается настройка световых приборов

Обычно автомобили снабжены ручным или автоматическим корректором света фар. Эти устройства изменяют направление пучков в зависимости от нагрузки автомобиля. Но они не могут отследить непосредственное расположение светового пятна.

Их роль состоит только в коррекции вслед за изменением положения оси кузова относительно дороги. И только по вертикали. В горизонтальной плоскости влияние нагрузки не сказывается.

Для обеспечения нормальной работы корректоров необходимо задать их начальные установки. То есть при нулевой загрузке свет выставляется в нужное положение. После этого ручной или автоматический корректор получит свой нормальный рабочий диапазон изменения оси потока.

Данное нулевое положение по разным причинам не может оставаться постоянным:

  • усталость материалов упругих элементов подвесок, передняя и задняя могут по-разному изменять свою высоту под нагрузкой снаряженной массы;
  • изменения в статическом радиусе качения колёс, то есть при любой смене резины, дисков, а также при естественном износе протектора;
  • нарушения геометрии кузова в результате даже незначительных ДТП или неаккуратных поездок по неровным дорогам;
  • смещение корпусов фар или активных элементов внутри световых приборов от вибраций, старения, процедур замены ламп или даже простого протирания стёкол.

Поскольку правильный свет может потребоваться в любой момент, положение лучей надо регулировать или хотя бы проверять после любых вмешательств, а также в регламентном порядке через определённый срок. Необязательно только перед техосмотром, можно делать это значительно чаще.

Особенно если появились сомнения в правильности настройки. Не стоит сразу пытаться внедрить запрещённый ксенон или сверхмощные светодиоды, обычно достаточно произвести регулировки.

Если фара слепит встречных, значит часть её потока не попадает в нужные места дороги, воспринимается это как снижение яркости.

Как самому проверить и отрегулировать фары

На автомобилях предусмотрены регулировочные винты, часто их выводят под удобную крупную гайку ручного захвата. Иногда приходится использовать отвертки. Всё это указано в инструкциях по конкретной модели машины.

Ближний свет

Необязательно использовать классический размеченный с точностью до сантиметра белый экран, как на многих картинках из инструкций.

Достаточно располагать ровной горизонтальной площадкой в пяти метрах от любой стены, на которой отчётливо видны световые пятна от фар, а также представлениями, как должен выглядеть отражаемый пучок ламп ближнего света.

Автомобиль на проверку и регулировку устанавливается пустой, без пассажиров и груза, соответственно ручной регулятор, если он имеется, ставится в начальное положение.

При загрузке задирается нос автомобиля, значит у регулятора должен быть запас по наклонению лучей вниз.

  1. На стене делается несколько отметок. Для этого к ней нужно подъехать в упор, для точности. Помечается вертикальная ось симметрии автомобиля и крестики, соответствующие центрам правой и левой фар.
  2. Отъехав на 5 метров, необходимо убедиться, что горизонтальная граница пучков ближнего света опустилась примерно на 5-7 см. Если нет – производится регулировка по вертикали данного положения винтами фар. Можно закрывать фары поочередно для удобства индивидуальной настройки.
  3. Положение по горизонтали выставляется относительно отметок центров фар. Именно здесь должен начинаться переход границы света от горизонтального расположения к наклонному. Для таких регулировок также имеются свои винты.

Можно проверить работу корректоров, наблюдая перемещение света или загружая автомобиль, если они автоматические. Настройка показаний датчиков подвески производится с применением более сложной диагностической техники по отдельным методикам.

Дальний свет фар

Если оба света производятся в одном корпусе, то дальний отдельно не регулируется, это обеспечено конструктивом самого светового прибора, когда он исправен. Если у машины отдельные фары, то для дальнего света регулировка производится отдельно.

Это интересно: Какие лампы лучше поставить в фары: рейтинг H1, H4, H7

Всё делается точно так же, только тут уже нет чётких границ, эти фары прожекторного типа. Поэтому надо выделить центры пучков по максимальной яркости и свести их регулировочными винтами в те же точки, расположенные ниже центров, что и для ближнего.

ПТФ

Противотуманные фары светят строго ниже плоскости, в которой расположены их центры, как говорят, «под туман». То есть освещая дорогу, а не взвесь мелких водяных капелек.

Поэтому точно так, как описано выше, размечается горизонтальная ось по центрам ПТФ, затем лучи заводятся ниже неё на расстояние, примерно вдвое меньшее, чем в варианте ближнего света.

Но не по центру, как для основного освещения, а полностью, по верхним границам пятен. Они не должны давать ни малейшего света вверх, всё на дорогу.

Настройка линзованных фар

Никакой разницы в настройке линзованных фар относительно всех прочих нет. Их лучи подчиняются тем же законам, а их положение выстраивается винтами по вышеприведённым методикам.

Что делать если надо настроить свет фар в пути

Наличие стены не является обязательным. Можно использовать любой предмет, включая собственные ноги. Оценить положение границы ближнего света «в упор», а затем отойти на 5 метров.

Она должна понизиться на 5 см или чуть больше. Если нет – производится корректировка. Так же можно поступить и с горизонтальной плоскостью.

Заметить точку начала наклона вблизи и на удалении, эта линия должна примерно совпадать с осью автомобиля.

Как делается регулировка фар прибором на СТО

Прибор на СТО сам анализирует положение светового пучка по каждой фаре. Главное – его точно выставить в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Одно обеспечивается положением автомобиля строго вдоль платформы, где установлен прибор, а второе по обыкновенному уровню.

Дальше всё решает оптика и автоматика, а также умение мастера, в котором можно не сомневаться, вряд ли это его первый автомобиль.

Оставить отзыв

К началу страницы