В темное время суток каждому хочется освещать дорогу перед своим автомобилем не хуже, чем днем. Это безопасно и не напрягает зрение. На самом деле задача достаточно просто решается, технически ничто не препятствует автопроизводителям установить в качестве фар головного света мощнейшие прожекторы.
Содержание статьи:
Мешает всему только одно – водитель не одинок на дорогах общего пользования, поэтому выбор компромисса между двумя аспектами безопасности – хорошо и далеко видеть, при этом не мешать встречному транспорту, достаточно сложен, а решения стандартизированы и ограничены законодательно.
Разновидности автомобильных ламп по типу освещения
Источники света в автомобиле различаются по принципу преобразования электрической энергии в световой пучок.
Галогенные
Первые лампы накаливания появились очень давно. Кто их первым изобрел – точно неизвестно, многие считают автором Эдисона, хотя на самом деле это плод коллективного творчества многих ученых мира.
Принцип работы прост – тонкая нить из тугоплавкого материала разогревается до видимого свечения электрическим током. Эта простота и обеспечила лампам долгую историю. Иных достоинств у них нет.
Галогенными они стали, когда с целью повышения срока службы в колбах начали использовать не вакуум, а некоторые типы инертных газов под небольшим давлением.
Реакции на поверхности нити накала стабилизируют процесс и повышают долговечность, но недостатки очевидны – лампы много излучают в нижнем тепловом диапазоне и расходуют на это массу лишней энергии.
За малую цену это им прощают, лампы такого типа до сих пор не вытеснены из фар бюджетных автомобилей.
Ксеноновые (газоразрядные)
Газовый разряд работает гораздо эффективнее. В колбе такой лампы имеются два электрода, а между ними накачана смесь инертного ксенона с добавками металлических соединений.
Чтобы зажечь дугу, подается высоковольтный инициирующий импульс порядка двух десятков киловольт, после чего газ ионизируется и начинает проводить. Остается поддерживать относительно низкое напряжение удержания разряда.
Такие лампочки светят гораздо ярче при той же или меньшей подводимой мощности, но при этом значительно дороже, в том числе и за счет управляющей электроники, которую принято называть блоком розжига.
Благодаря яркому световому потоку, лампы прижились в автомобильных фарах, но сейчас уже почти вытеснены более перспективными светодиодами.
Светодиодные
Полупроводниковый кристалл при определенных физических условиях способен излучать свет в видимом диапазоне. Это всем известные светодиоды, они же LED.
Прочитай: Из-за чего потеют фары изнутри и как это устранить
В фарах такие лампы появились значительно позже открытия и практического применения эффекта, что было связано с технологическими трудностями получения ярких источников белого света нужной мощности.
Изначально использовалось множество мелких кристаллов, сейчас научились делать мощные одиночные.
Способности светодиодов при приемлемой цене давно перекрыли галогеновый и ксеноновый свет. Очевидно, что в будущем только они и останутся. Тем более, что появились еще более совершенные конструкции на их базе.
Лазерные
Лазер способен излучать монохромный когерентный луч света. Такая концентрация мощности на одной длине волны электромагнитного излучения дает максимальную экономичность и неограниченный возможности по энергетике.
В автомобилях применяются твердотельные лазеры, примерно аналогичные светодиодам. Но луч одного цвета использовать для освещения дороги нельзя, поэтому лазер работает опосредованно, возбуждая люминесценцию вещества.
Оно называется люминофором, умеет принимать монохромный луч лазера и преобразовывать его в широкополосный белый свет. Остается лишь сфокусировать его и направить на дорогу.
Возможны и многочисленные цифровые эффекты, поскольку этими лучами можно управлять при помощи матричных микроскопических зеркал.
Самые популярные лампочки в фары
Все лампы в автоэлектрике стандартизированы по геометрическим типам, мощности и цоколевке. Наиболее распространены в устаревающих галогенных фарах лампы типов H1, H4, H7.
С цоколем H1
Наиболее старый тип лампы, использовался для фар ближнего и дальнего света в четырехфарной системе.
Сейчас почти не применяется. Типовая мощность для легковых автомобилей – 55 Ватт. Имеется одна нить и одноконтактный разъем с использованием цоколя для питания второго вывода нити.
Лампы H7
Своеобразная замена ламп H1, может использоваться как при четырехфарном освещении, так и в больших блок-фарах для дальнего или ближнего света. Имеется одна нить на 55 Ватт и двухконтактный разъем.
Лампочки с цоколем H4
Самая распространенная лампа, объединяющая в себе две нити ближнего и дальнего света. Для ближнего предусмотрен экран дефлектора, помогающий сформировать границы пучка, не позволяющие ослепить встречных.
Типовая мощность 60/55 Ватт, трехконтактный разъём. Экран и расположение нитей позиционированы точно в общей оптической схеме фары, нестандартные источники с похожим разъёмом работать правильно не будут.
Отсюда происходит правильное решение популярной проблемы – как заменить подобную лампу на светодиодный аналог, чтобы улучшить освещенность дороги. С точки зрения законодательства и элементарной безопасности – никак.
Светодиоды невозможно точно разместить в фокусе оптики, при этом обеспечив стандартизированные границы по ближнему свету. Такие фары будут либо плохо светить, либо ослеплять других водителей.
Светодиодные фары могут быть предусмотрены опционной комплектацией автомобиля, но это не означает установку других ламп в тот же корпус.
Это совершенно самостоятельные изделия, все прочее – опасные и незаконные самоделки. Как и попытки увеличить мощность галогенных фар.
Какие лучше выбрать ламы ближнего света
Покупать следует только стандартные для данных фар лампы. Яркость обеспечивается своевременной заменой помутневших светильников и выбором ламп от серьезных производителей.
Например:
- Philips – компания из Голландии, известная своими качественными и яркими лампами стандартов H1, H4 и H7, совершенствует свои изделия в части улучшения материалов нитей и кварцевых стекол колбы, предлагает бюджетные и премиальные серии с улучшенной светоотдачей;
- Osram – западногерманский производитель источников света, продукция отличается разнообразием и надежностью, можно купить лампы в разном ценовом диапазоне;
- Koito – японские лампы хорошего качества, обеспечивают яркий белый свет в нужном тепловом диапазоне, то есть оптимальном для глаза спектре, работают точно, гарантируя правильно очерченные границы светового пучка;
- Сlearlight – добротные китайские лампы в широком диапазоне типов, применяются самые современные технологии изготовления галогенных изделий, по качеству товары соответствуют лучшим мировым образцам.
Есть и более бюджетные, но качественные производители, предпочтение конкретной фирме стоит отдавать после изучения отзывов в сети.
Ненадежных и опасных изделий тоже вполне достаточно, причем рекламируются они с обещанием нереальных процентов повышения световой отдачи.
В лучшем случае такие нити, работающие с перекалом по подводимой мощности, быстро перегорят или разрушатся от вибронагрузок. В худшем – вызовут перегрузку проводки с опасностью пожара.