Чем смазывать болты и гайки при замене колес

Резьбовые элементы крепления колёс автомобиля настолько важны для безопасности, что это не требует объяснения даже для самых неопытных водителей. Но большинство из них плохо себе представляют, что необходимо делать при снятии и установке колёс, а что крайне нежелательно. Особенно когда дело касается смазки резьбы.

Виды крепления колес в автомобиле

Если исключить старинные и гоночные машины, то колёса крепятся несколькими гайками или болтами, расположенными по окружности некоторого стандартизированного диаметра.

  1. В первом случае на ступицу устанавливаются шпильки, которые демонтажу не подлежат до выхода из строя, на них наворачиваются гайки с конусным торцом, обеспечивающим некоторую дополнительную центровку диска.
  2. Во втором – в ступице выполнена резьба, куда входит болт крепления колеса с аналогичной конусной формой зоны перехода головки в тело детали.

Принципиальная разница способов крепления практически отсутствует.

В любом случае имеется резьба, одной из особенностей применение которой является частое отворачивание и затяжка при снятии колёс с последующей установкой.

Этот факт, а также расположение резьбы в зоне влияния дорожной грязи и влаги заставляет многих задумываться о необходимости смазки деталей. Но смазка не просто защищает, она ещё и существенно снижает коэффициент трения металла о металл.

Смазывать или нет колесные гайки и болты?

Доводы сторонников применение разного рода смазок основываются на нескольких факторах:

  • защитный состав повышает сопротивляемость металла к коррозии;
  • при частом пользовании резьба намного меньше изнашивается;
  • исключается опасность «закисания» резьбового соединения, после которого колесо не снять без применения специальных мер;
  • чисто психологическая привычка смазывать всё подряд в автомобиле для его сохранности.

Но простой технический подход к вопросу даёт убедительные контрдоводы:

  • автозаводы никогда не смазывают резьбу креплений колёс и не рекомендуют этого делать;
  • на крепёжные элементы нанесено специальное покрытие;
  • модные металлосодержащие смазки могут вызвать гальваническую коррозию резьбы;
  • любая смазка полностью исказит картину затяжки номинальным моментом, что вызовет либо необратимую деформацию деталей, либо создаст все условия для самоотворачивания на ходу.

Последний факт можно пояснить физическими принципами работы резьбы.

Болт или гайка тянутся до того момента, который с одной стороны обеспечивает надёжное и стабильное соединение, не требующее дополнительной контровки, а с другой – все усилия на шпильку или тело болта не превышают предела текучести материала. Всё работает исключительно на его упругости.

Момент формируется силами трения между витками резьбы, а также в зоне конуса колёсного диска.

Прочитай: Какую лучше использовать смазку для суппортов и направляющих

Попадание туда смазки резко и в разы ослабляет эту силу, в результате, если тянуть положенным моментом, то металл выйдет из зоны упругости, возникнет пластическая деформация. Детали окажутся непоправимо испорченными.

Если даже запас прочности резьбовых изделий выдержит подобное испытание, то далее нечем будет противостоять силам, работающим на самоотворачивание. Крепление неминуемо ослабнет, постепенно колесо начнёт отделяться от машины.

Последствия никак не стоят мнимых страхов, что гайку будет трудно отвернуть или она разрушится коррозией. Вывод простой – смазывать резьбу здесь нельзя.

Как и чем смазать болты, гайки, шпильки

Если колёса крепятся болтами, то необходимости в смазке нет никакой. Достаточно затянуть крепление рекомендованным в инструкции моментом.

Снимать колёса приходится часто, ничего там заржаветь или прикипеть не успеет. Подобные случаи на практике обычно связаны только с тем, что болты тянут запредельным усилием, резьба деформируется и на отворачивание уже работает скорее, как неразъёмное соединение.

В случае применения гаек и шпилек можно позволить себе некоторую заботу о машине, если уж очень хочется. Это касается открытых гаек, которые не располагают несъёмными колпачками.

Уже после заворачивания с фиксацией момента можно загерметизировать выступающую резьбу снаружи одним из полувысыхающих антикоров для скрытых полостей. Как принято говорить, промовилить.

К резьбе состав не проникнет, там мощный натяг, зато защитит соединение снаружи.

Но такой вид крепежа сейчас мало распространён. Чаще гайки имеют защитно-декоративное исполнение, то есть выполняются с заглушиванием выступающей шпильки колпачками. Такие и следует применять, чтобы не тратить время на нанесение составов автохимии.

Оставить отзыв

К началу страницы