Смазывать автомобильные тормоза кажется очевидным нонсенсом, там все определяется как раз максимально возможным коэффициентом трения. Но речь идет не о рабочих поверхностях фрикционных накладок, а о деталях тормозных механизмов. У дисковых тормозов все сосредоточено в суппорте – устройстве для удержания и прижатия колодок к дискам.
Содержание статьи:
Как сильно нагревается тормозной суппорт в процессе работы
Мощность тормозов любого автомобиля во много раз превышает мощность двигателя. Если вспомнить, что это характеризует энергию, выделяющуюся в единицу времени, то можно себе представить, что происходит при интенсивном замедлении.
Вся кинетическая энергия массы автомобиля с грузом, движущегося на большой скорости, за считанные секунды должна превратиться в тепло. Иных преобразований энергии тут нет.
Любое тело, получающее тепловую энергию, реагирует на это ростом температуры. Способность аккумулировать все эти киловатт-часы или джоули зависит от массы узла и степени нагрева.
Масса постоянна, а температура растет в бесконечность. Не совсем так, раньше тело просто разрушится или расплавится. Но в тормозных механизмах приняты меры, чтобы такое не произошло.
По теме: Как работает тормозной суппорт (виды, устройство, ремонт)
Тепло отводится в основном через диски, которые делают крупными, массивными, часто вентилируемыми и перфорированными. Но колодки, а за ними и суппорты тоже сильно нагреваются. Температура тут достигает 150 градусов и выше.
Может закипеть тормозная жидкость, если её не менять и давать накопить влагу. Но самое главное – неравномерность нагрева. На отдельных участках температура повышается более 300 градусов. Отсюда повышенные требования к смазке.
Для чего надо смазывать суппорта и направляющие
В таких условиях металлы подвержены интенсивной коррозии. Скорость протекания химических реакций сильно зависит от температуры.
Продукты коррозии накапливаются, искажают геометрическую форму деталей. Имеются компенсирующие зазоры, но они спасают до определенного предела.
Дальше может произойти подклинивание и различные виды отказа. От постоянного притормаживания, отчего еще больше растет температура, изнашиваются колодки и диски, расходуются накладки, машина не держит траекторию, до полной неработоспособности всего механизма.
Повышенное трение окисленных деталей снижается при помощи смазки. Она образует пленку, обеспечивающую плавное скольжение без вибраций, одновременно защищая металл от провоцирующих коррозию и окисление атмосферных составляющих. Особенно воды и кислорода.
Смазке подлежат три основных участка:
- направляющие суппорта;
- тыльная сторона колодок и расположенные там противоскрипные пружины;
- поршни исполнительных гидроцилиндров.
Температурные и влажностные условия диктуют требования к применяемым смазкам.
Виды смазок
С точки зрения смазывания тормозных механизмов можно выделить три основные группы продуктов:
- смазки для направляющих;
- противоскрипные термостойкие составы для колодок;
- универсальные товарные продукты, избавляющие потребителя от изучения теории процессов.
Все они отличаются термостойкостью, толерантностью к резиновым деталям, влагостойкостью и высоким порогом текучести.
По составу различаются продукты с содержанием дисперсных металлов, загущенные минеральные масла и синтетика с присадками.
Какая смазка для суппорта подходит лучше всего
Важно точно определить, что выбранный продукт ориентирован именно на общее применение по суппортам или избирательно для направляющих или противоскрипных целей.
Возможны ситуации, когда металлизированная смазка для колодок не предназначена к нанесению в зазоры направляющих или цилиндров, где она способна навредить резиновым уплотнениям, а то и подклинить детали.
Это интересно: Почему тормозные колодки изнашиваются неравномерно, где искать причину
Или вторая распространенная ошибка – смазка направляющих продуктами общего назначения, неспособными к удержанию вязкости и стабильности при подобных температурах.
Оптимальным выходом будет приобретение универсальной смазки для суппортов и направляющих, которая одинаково пригодна по всем трем основным участкам.
И обязательно это должен быть продукт известного производителя, хорошо себя зарекомендовавший. Высокой цены (это практически обязательное условие качества) опасаться не стоит, поскольку здесь смазка расходуется в крайне небольших количествах.
Более того, избыток принесет вред. Данное условие подчеркивается расфасовкой некоторых подобных продуктов в пакеты по 3-5 грамм.
Как смазать направляющие суппортов и как часто это делать
Обслуживание суппортов надо проводить при каждой смене тормозных колодок. Для этого отворачивается крепеж и пальцы извлекаются из направляющих.
Детали отмываются очистителем тормозов и осматриваются. При сильной коррозии меняется ремкомплект, в который обычно входят направляющие, поршни и уплотнения.
Перед сборкой небольшое количество смазки наносится на пальцы, поршни, подвижные сочленения скоб и на обратную сторону колодок.
Не допускается попадание смазки на накладки и диски. Если это произошло, то детали отмываются тем же очистителем, высушиваются и снова смазываются.