Почему пенится масло в двигателе, ГУР и АКПП (причины и последствия)

Масло в агрегатах автомобиля – это достаточно вязкая жидкость, которая обязательно должна быть в меру прозрачной и абсолютно однородной. Это уже во многом определит его свойства.

Но иногда в масляной среде возникают газовые включения, начиная от белесого окрашивания, потери прозрачности и вплоть до всех градаций консистенции от эмульсии до откровенной пены.

Такая жидкая смазка будет работать неприемлемо плохо, сразу или со временем агрегат выйдет из строя.

Чем опасны пузырьки на масляном щупе

Роль масла не сводится только к снижению трения между деталями. Существует множество дополнительных функций, которые оно не сможет выполнить, будучи в разной степени разбавлено газом.

Прочитай: Что будет, если перелить масло в двигатель и акпп

Проблемы общие, хотя их причины и проявления будут разными в зависимости от конкретной системы смазки, а они в моторе, трансмиссии и гидравлике сильно отличаются.

В двигателе

Причин для беспокойства тут множество. Автомобильные моторы содержат полноценную систему жидкостной централизованной смазки со значительным давлением насоса.

Можно рассмотреть отдельные функции системы и влияние на них вспененного или загазованного масла.

  • Основная функция – смазывающая. При этом используются все способы – разбрызгивания, подачи под давлением и масляного тумана.

Пена не даст работать ни одному из них. Вместо капель и струй будет поступать недостаточное количество эмульсии, насос получит не классическую несжимаемую жидкость, а смесь с газом, то есть давление исчезнет.

Даже туман из мельчайших капелек не получится, поверхностные эффекты пузырьков их соберут из картерного пространства.

Детали не получат смазки, трение станет полужидкостным или сухим, износ ускорится многократно, вплоть до нескольких секунд работы под нагрузкой до полного разрушения.

  • Вторая проблема – отсутствие охлаждения деталей. На него влияет скорость циркуляции масла. Она упадет в разы, детали перегреются, образуются задиры и заклинивание.
  • В двигателе имеются гидравлические системы, им нужно стабильное давление насоса. Но газы легко сжимаются, нагнетания не будет. Управляющие и регулирующие механизмы откажут полностью и мгновенно.

Все прочие проблемы вытекают из трех основных. Можно говорить о масляном голодании, деградации продукта, перегрузке системы вентиляции картера, попадании воды и прочем. Но финал один – двигатель выйдет из строя.

АКПП

Функции масла в АКПП примерно те же, что и в двигателе, но приоритеты располагаются в ином порядке. В первую очередь – это работа гидравлики. Жидкость управляет переключением передач и плавностью изменения крутящего момента.

По теме: Как поменять масло в МКПП фото и видео инструкция

Не менее важна её роль в гидротрансформаторе (ГТР), который обеспечивает старт с места и сглаживает рывки. Тут важна вязкость и её стабильность во времени.

Фрикционы при пробуксовке сильно нагреваются, отвод тепла тоже происходит исключительно маслом. Температура растет и в турбинах ГТР, что изменяет вязкость даже самого стабильного продукта.

Трение здесь не может быть сведено к минимуму, муфты должны передавать момент, а не свободно проворачиваться даже при максимальном прижиме. Фрикционные характеристики имеют строго заданный диапазон.

Появление пузырьков и пены меняет всё из перечисленного. Коробка перестает адекватно включать передачи, возникают рывки и ошибки выбора. Завершится все перегревом и отказом.

ГУР

Отказ ГУР сам по себе очень опасен. Скачки усилия на рулевом колесе искажают реакцию автомобиля на действия водителя. Но даже если он справится, пена и загазованность жидкости приведет к очень быстрому износу самого слабого места в системе – насоса.

Водитель может управлять машиной и без помощи усилителя, если он к этому готов, но вот насос обычно ремонту не подлежит, а цена замены слишком высока.

К тому же клин насоса разрушит работу ременной передачи вспомогательных агрегатов. Все закончится эвакуатором и большими расходами.

Откуда берется пена в моторном масле

Пену может взбить и совершенно исправный двигатель со штатным маслом. Достаточно его перелить выше нормы, и вращающиеся кривошипы коленчатого вала будут бить по поверхности в картере. Но случаются и иные причины.

Конденсат

Водяные пары конденсируются в холодном масле, образуя взвесь – эмульсию. По мере прогрева вода снова начинает испаряться, образуя газовые фракции, что создает уже пену, то есть смесь жидкости с газом в различных пропорциях.

Часто это явление, вполне естественное, принимают за неисправность, увидев белесые следы на щупе и заправочной горловине.

Несовместимость моторных масел

Большинство товарных масел могут смешиваться, не изменяя физической фазы. Но нет гарантии, что присадки не войдут в конфликт, после чего антивспенивающий компонент работать не сможет.

Такую смесь надо немедленно слить и промыть двигатель.

Неисправности системы охлаждения

Избыток воды в картере над естественным конденсатом образуется при утечках между рубашками охлаждения и масляным картером.

Влага в составе антифриза поступает постоянно, прогрев не помогает, а масло деградирует до стабильной эмульсии и пены. Характерный признак – увеличение уровня и изменение цвета.

Способы решения проблемы

После устранения причины пенообразования необходимо заменить масло с промежуточной промывкой. При штатном способе слива отработки полностью удалить остатки не получится.

Прочитай: Как определить масложор в двигателе за 5 минут

Тем более образующиеся вещества потребуют более интенсивного растворения, чем имеющиеся в товарном продукте моющие присадки. Их концентрация в промывочном составе намного выше.

Почему вспенивается масло в коробке передач

Причины те же, что и у двигателя. Это отсутствие контроля над уровнем масла, его аварийное падение, а также некорректная частичная замена со смешиванием несовместимых продуктов.

Давление насоса тут вдвое-втрое выше, поэтому для вспенивания возникают все условия.

Появление пузырьков в масле ГУР

Самая частая причина возникновения газовых включений – завоздушивание системы при неправильной замене жидкости или потере герметичности. Если неисправностей нет, то достаточно прокачать усилитель по стандартной схеме.

А при перезаправке надо обязательно менять масло полностью, пропустив через систему по методике прокачки минимум два её рабочих объёма свежей и рекомендованной именно для данной машины жидкости ГУР.

Оставить отзыв

К началу страницы