Следует различать обычный буксировочный трос и специальную стропу, предназначенную для эвакуации из грязевых засад застрявших автомобилей. В последнем случае требования к буксиру сильно отличаются, поэтому используются так называемые динамические тросы. Они утилизируют не только статическую тягу буксировщика, но и стартовый рывок после энергичного выбирания слабины троса.
Содержание статьи:
Что из себя представляет динамическая стропа
Основное отличие – способность эластично растягиваться без остаточной деформации и тем более разрыва.
Таким способом буксир накапливает кинетическую энергию тянущего автомобиля, запасая её в упругом теле троса. Для этого он должен обладать значительным запасом по энергоемкости.
Фактически стропа работает как пружина, действующая на растяжении. Автомобиль может разогнаться, постепенно набирая кинетическую энергию, усилие на крюке постепенно возрастает и достигает достаточного для вытягивания из засады пострадавшего.
Важно не стараться сразу достичь максимума, что обычно заканчивается поломками.
Почему рывковый трос лучше обычного
Любой трос имеет свойство растягиваться, ничего идеально жесткого в природе не существует. Но точно дозировать усилие на обычном канате, неважно стальном или синтетическом, очень трудно, поскольку буксировщик не может развивать максимальную тягу на около нулевой в момент старта скорости.
Нужна специальная стропа, имеющая ряд конструктивных преимуществ:
- не перегружает буксировочные проушины, которые на многих машинах все больше смахивают на чисто декоративные;
- предотвращает деформацию кузова или рамы;
- бережно относится к элементам трансмиссии буксировщика;
- облегчает самый сложный для неопытных водителей момент трогания с места буксируемого автомобиля;
- позволяет более безопасно двигаться на дорогах с низким коэффициентом сцепления;
- отличается долговечностью, поскольку в нем сглажены пиковые нагрузки;
- снижает вероятность разрыва, при котором отлетевшие концы троса, а особенно металлические детали крайне опасны для людей и матчасти.
Теоретически возможно иметь два троса – буксировочный и динамический, разделяя их функции, но необходимости в этом нет, поскольку второй при правильном выборе перекрывает способности первого.
Прочитай: Как правильно буксировать автомобиль с АКПП и МКПП
Но определенные нюансы имеются – не понимающие сути работы рывковой стропы водители могут совершать ошибки по причине изменении длины троса при работе. Но с этим проще справиться, чем ремонтировать пострадавшую технику.
Как правильно пользоваться динамической стропой
Особенность использование рывкового троса при буксировке уже отмечена – это переменная длина, которая может вызвать колебательный процесс в управлении тягой буксировщика.
Тут у каждого из двух водителей есть свои простые правила, которые должны стать приоритетными при движении.
Больше всего ответственности лежит на тянущей машине – для нее законом должно стать думать не о себе, а о находящемся позади автомобиле.
Буксируемому же следует учитывать эластичность стропы и не злоупотреблять торможением. Достаточно сглаживать начинающийся колебательный процесс и выдерживать равномерным натяжение троса. Последнее касается и передней машины.
Какую длину стропы выбрать
Если имеется в виду эвакуация машины, то трос должен выбираться по соображениям расстояния до ближайшего участка, где покрытие обеспечивает нормальное сцепление ведущим колесам тягача.
Обязательно уделить внимание при этом и наличию уклона дороги, тянуть в горку крайне неэффективно. Эти требования непременно вступят в противоречие с правилами при буксировке автомобиля, где длина троса не должна превышать 6 метров.
На эту длину и надо ориентироваться при выборе универсального варианта. На практике более длинные стропы нужны все же нечасто, а во внедорожных покатушках, где динамическое выдергивание застрявших – обычное дело, используются целые наборы строп разной длины, жесткости и грузоподъемности.
Это интересно: Как ездить на вариаторе, чтобы его не угробить
Что касается максимального передаваемого усилия, то оно выбирается исходя из массы выдергиваемого из засады автомобиля. Для буксирования это не так важно, в общем случае достаточно величины порядка 8 тонн.
Лучшие производители
Лучшие стропы производятся компаниями, хорошо известными, как поставщики оборудования для внедорожных развлечений. Выделяется австралийский бренд ARB, дорого, но качественно и продуманно. Хорошие стропы производятся под маркой ProComp.
Марка T-Max также говорит сама за себя, это один из самых известных производителей автомобильных лебедок самовытаскивания. Можно не сомневаться и в качестве их динамических тросов.
Отечественные производители представлены компаниями РИФ (все знают их силовые бамперы и прочий обвес для внедорожников), 4х4Sport (название говорит за себя), T-Plus.
Главное – не вестись на всевозможные «парашютные стропы», они прочные и надежные, но все же не для этого предназначены.