Как понять, что пробег автомобиля скручен, способы корректировки спидометров

Понятие скрутки спидометра означает корректировку показаний одометра, то есть не прибора, измеряющего скорость автомобиля, а счетчика пробега. Показания могут храниться в памяти электронных узлов или в виде положения барабанов механического счетчика.

Штатное их изменение по понятным причинам не предусмотрено, но иногда может понадобиться с разной степенью правомерности этой затеи.

Для чего скручивать спидометр

В общем случае подобная манипуляция недопустима. Причины могут быть законодательными или этическими, поскольку в большинстве ситуаций это прямой обман.

Многие страны квалифицируют корректировку пробега как правонарушение, предусмотрена ответственность.

По теме: Что такое Одометр в автомобиле, отличия устройства от Спидометра

Выгода получается за счет снижения истинного износа автомобиля, а также списания неизрасходованных горюче-смазочных материалов, запчастей и процедур технического обслуживания у коммерческого транспорта.

Существуют и ситуации, когда изменение показаний не связано с обманом и криминалом. Например, при возникновении неисправности электронный блок, в том числе и приборная панель, заменяется, естественно, что содержимое новой не соответствует истине.

Могут быть конфликты с прочим оборудованием, где также присутствует память и хранится пробег. Потребуется корректировка.

Принцип работы одометров в машине

Сохранение цифр пробега прошло эволюцию от простейших механических устройств к частично электрифицированным и полностью электронным с использованием микроконтроллеров, фактически небольших компьютеров, объединенных в сети.

Механический

Механические одометры и спидометры сейчас уже не используются, но некоторое количество машин еще сохранилось в эксплуатации, а также в качестве музейных экспонатов.

Обе функции объединялись в одном приборе, к которому подходил вращающийся в оболочке тросик от трансмиссии. Через редуктор с большим передаточным отношением приводился электромагнитный стрелочный спидометр, а также одометр с барабанами.

На них были нанесены цифры, образующие численное значение пробега. Каждый последующий барабан делал один шаг после полного оборота предыдущего.

Электромеханический

Если заменить набор барабанов электронным счетчиком импульсов с цифровым десятичным табло, то получится электромеханический одометр.

Тросик уже не нужен, на узел трансмиссии, коробку передач или раздатку устанавливается датчик, обычно на эффекте Холла, который выдает точное число электрических импульсов на каждый оборот вала.

Каждый из них изменяет состояние счетчика, выходы которого через дешифратор подсоединены к сегментам индикатора. Те же импульсы используются для спидометра, они интегрируются и в виде аналогового сигнала поступают на миллиамперметр стрелочного спидометра.

Электронный

С точки зрения схемотехники электронный одометр устроен еще проще. Сигнал берется с любого датчика, связанного с вращением колес или валов трансмиссии.

Обычно используется система АБС, где эти импульсы уже имеются. Микроконтроллер приборной панели подсчитывает их, заносит в память и отображает на дисплее для водителя.

Одновременно данная последовательность поступает в прочие блоки, связанные по бортовой информационной шине, где также заносится в память.

В массовом производстве подобные электронные микросхемы и блоки стоят чрезвычайно дешево, хотя и настолько же сложны по своей структуре.

Как узнать скручен ли пробег на автомобиле

Изменение показаний механического счетчика связано с откручиванием крепежа, что вполне может заметить профессиональный механик.

Возникают вопросы:

  • снималась ли приборная панель, отсоединялся ли тросик спидометра;
  • некоторые автомобили предусматривают пломбировку крепежа тросика, а также фиксацию краской винтов и гаек, нарушено ли все это;
  • насколько ровно стоят цифры на барабанах, они имеют люфт, поэтому при обратном вращении изменят высоту в его пределах;
  • нет ли царапин или отверстий со стороны защитного стекла панели.

Однако если постараться, то все можно проделать достаточно малозаметно. К тому же на старых машинах все это уже разбиралось для ремонта.

С электроникой сложнее. Существуют способы изменения памяти блоков, не оставляющие следов. Однако такая работа, учитывая цену оборудования и времени квалифицированных специалистов, сводит смысл процедуры к нулю.

Это интересно: Почему скачет стрелка тахометра, причины неисправности

Поэтому ограничиваются изменением памяти приборки или еще пары блоков. Говорят о количестве «точек» вмешательства. Опытный инженер сможет найти в глубинах бортовой сети места, где истинный пробег сохранился.

Или отследить историю машины иными способами. Несовпадение укажет на смотку.

Профессия подборщика подразумевает и анализ видимых признаков истинного километража. Обычно характерные симптомы сильного износа автомобиля явно не совпадают с показаниями встроенной памяти пробега.

Способы корректировки показателей механического спидометра

Обычно используются две методики. Первая связана с разборкой механического счетчика и перестановкой барабанов.

Вторая не требует демонтажа панели, но займет куда больше времени. Тросик спидометра отсоединяется и подключается к электромотору или дрели, после чего пробег можно откорректировать в любую сторону реверсом.

На небольшую величину, поскольку передаточное число спидометра очень велико.

Как скрутить электронный спидометр

Здесь происходит не скрутка, а прямое изменение состояния памяти. Из микросхемы скачивается её прошивка в виде файла (дамп), после чего изменяется на компьютере при помощи редактора и заливается обратно.

Практических реализаций множество, как и схем, и производителей электронных блоков. Одни позволяют связь по диагностическому интерфейсу или шине данных, к другим надо подключаться при помощи пайки на плате или миниатюрных зажимов, а третьи позволят вмешательство только после выпаивания микросхемы и установки её в программатор.

При этом всегда есть риск непоправимо испортить прибор.

В простых случаях потребуется адаптер, компьютер и программное обеспечение. В сложных – опытный инженер, паяльная станция, микроскоп и прочее оборудование.

Причем для каждого блока свое, отсюда и нежелание полной «чистки» машины от информации о пробеге. В результате диагност может проанализировать периферийные модули шины и в одном из них или многих обнаружить истинный пробег.

Оставить отзыв

К началу страницы