Как правильно ездить на вариаторе, чтобы его не угробить раньше времени

Доверие автомобилистов к бесступенчатым трансмиссиям формируется относительно медленно. Связано это в основном с низкой надежностью и небольшим ресурсом первых промышленных образцов вариаторов на автомобилях.

Рисуется примитивный ремень, аналогичный примененным на дешевых скутерах, при помощи которого передается вся мощь двигателя для разгона тяжелой машины.

Но техника давно перешагнула первый этап использования таких коробок, сейчас они служат не хуже всех прочих, надо лишь придерживаться элементарных правил и не ломать трансмиссию неграмотным вождением и обслуживанием.

Что такое вариатор или CVT

CVT-трансмиссия использует принцип плавного синхронного изменения диаметров ведущего и ведомого шкивов ременной передачи. Таким образом можно варьировать передаточное число в достаточно широких пределах.

Технически вопрос решается применением конусных раздвижных шкивов и металлического пластинчатого ремня.

Гидравлика под управлением электроники в зависимости от режима движения автомобиля сдвигает или раздвигает половинки одного из шкивов в паре, ремень уходит на малый или большой радиус, что вызывает обратный переход на втором шкиве.

По теме: Как прогреть вариатор зимой перед поездкой

Основная особенность такой передачи вращения и отличие от прочих механических и гидравлических коробок – отсутствие ступенчатости переключения.

Нет привычного деления ряда на первую, вторую и все прочие передачи. Всегда выбирается оптимальное на данный момент соотношение скорости вращения коленвала двигателя и ведущих колес.

Но есть и второе, уже неприятное отличие. Боковая поверхность трапециевидного в сечении ремня всегда будет проскальзывать относительно конусов, что вызывает их взаимный износ.

Меры приняты, это специальное масло и особая обработка металла, но полностью трение не исключается.

Поверхности непрерывно изнашиваются, но во власти водителя максимально снизить темп разрушения, доведя ресурс изделия до аналогичного у прочих АКПП и МКПП. Речь идет о понимании основных причин ускоренного износа деталей коробки.

Запуск автомобиля

Правила пуска мотора на машине с вариатором изложены в инструкции, с которой надо внимательно ознакомиться. Они практически не отличаются от любой автоматической коробки.

Все действия производятся при нажатии педали тормоза. Селектор трансмиссии должен находится в положении парковки P.

После запуска обязательно следует прогреть двигатель и масло в вариаторе.

Недостаточный прогрев ведет к ускоренному износу, будут неправильно работать насос, гидроблок и управляющие цилиндры, возможны задиры рабочих поверхностей.

Как трогаться на бесступенчатой КП

Для трогания с места при нажатой педали тормоза селектор переводится в положение D. Далее достаточно убрать ногу с тормоза и слегка нажать на акселератор.

Даже если требуется интенсивный разгон, не следует сразу утапливать педаль до упора, это даст нежелательный рывок на ремень и шкивы.

Сначала акселератор перемещается примерно на четверть рабочего хода, а после набора небольшой скорости можно плавно перевести её в нужное положение, от которого зависит автоматический выбор передаточного числа, интенсивность разгона и обороты, развиваемые двигателем во время набора скорости.

Чем выше ускорение, тем больше раскручивается коленчатый вал. При этом увеличиваются нагрузки, растут интенсивность износа, температура масла в коробке и потребление топлива.

Как тормозить двигателем на вариаторе

Для торможения двигателем с механической коробкой просто включают пониженную ступень, отпускают сцепление и газ.

Автоматы, в том числе вариатор, могут не понять, что от них требуется, и пустить автомобиль практически накатом, без снижения скорости.

Прочитай: Что значит тормозить двигателем и как правильно это делать

Поэтому использовать такой вид замедления можно лишь принудительно, возможны два способа.

  1. На машинах, где предусмотрен ручной выбор передачи (режим M), селектор переводится в нужное положение. АКПП будет удерживать данное передаточное число, тормозя двигателем не менее эффективно, чем МКПП. Особенно если предусмотрена блокировка гидротрансформатора. Бесступенчатость не должна вводить в заблуждение, сейчас практически на всех CVT имеются виртуальные фиксированные передачи.
  2. Режимы работы трансмиссии могут программироваться через диагностический разъем сканером. Устанавливается и нужная интенсивность замедления при сбросе газа. Так можно существенно повысить удобство управления и сэкономить ресурс тормозных колодок, а в сложных дорожных условиях повысить управляемость автомобиля за счет регулировки тягового усилия на колесах.

Ресурс ремня и конусов при торможении двигателем практически не страдает, если не программировать коробку на совсем уж спортивный режим с торможением на максимальных оборотах принудительного холостого хода.

Как ездить на вариаторе в пробке

Основное правило – не переводить селектор в нейтральное положение. Он должен постоянно находиться в D, а разгон и остановка выполняются только педалями тормоза и акселератора.

Небольшие отрезки времени, проведенные у светофоров с нажатым тормозом, никак не повредят коробке, а вот переключения из D в N и обратно нарушат правильную циркуляцию масла и вызовут лишние срабатывания механизмов.

Буксировка и движение с прицепом

Автомобили с вариатором не предназначены для буксировки прицепов или других автомобилей. Они легко это сделают, но износ резко увеличится.

Детали будут перегружены, а главное – вырастут температура масла и скорость его загрязнения. Такие режимы должны использоваться только в исключительных случаях, для постоянной работы лучше выбрать другую машину.

Чего нельзя делать с CVT

Автомобилям с вариатором противопоказаны:

  • резкие старты с места;
  • частые ускорения с педалью в пол;
  • интенсивные торможения двигателем;
  • пробуксовки на скользких покрытиях, сами по себе они не повредят, но тут неизбежны рывки в трансмиссии при изменении коэффициента сцепления с дорогой;
  • внедорожная эксплуатация;
  • долгое движение со скоростями, близкими к максимальным;
  • злоупотребление виртуальными передачами в ручном режиме управления;
  • перегревы и движение при недостаточном прогреве;
  • замена масла реже, чем через каждые 20 тысяч пробега или использование некачественных продуктов.

Надо понимать, что вариатор – очень современная, надежная и удобная коробка передач, но только в чисто «гражданской» эксплуатации.

Спорт, коммерческие перевозки и скоростные дальние пробеги на пределе возможностей требуют более приспособленной к этому машины.

На все это CVT тоже способен, но при этом дорогостоящий капитальный ремонт потребуется гораздо раньше, чем это заложено производителем.

Оставить отзыв

К началу страницы