Почему греется АКПП и что с этим делать

Чем сложнее агрегат, тем больше он боится перегревов и прочих нарушений установленного режима работы. Автоматическим коробкам передач точно нельзя отказать в сложности, поэтому за их температурой надо следить на всех стадиях жизненного цикла – от компьютера инженера-разработчика трансмиссий до конечного пользователя автомобиля.

Плохо, что до последнего данная информация не доводится в ходе управления машиной, видимо, автостроители и тут страдают излишним оптимизмом по части вечной надежности своих творений.

Какой должна быть температура трансмиссионного масла

В оптимальном режиме работы коробка термостатируется прямо или косвенно.

В первом случае имеется термостат, подобный тому, что применяется в системе охлаждения двигателя, а во втором, видимо, вся надежда на проработку техники и сознательность водителя, который обычно понятия не имеет о зависимости параметра от его действий.

Между тем, коробке вредны как низкие температуры, так и высокие. Нормальными считаются величины от примерно 60 до 90-100 градусов, а все, что выше 120 – опасный перегрев.

Но не надо искать стрелочный указатель на панели приборов – его там нет.

Как понять, что коробка передач начала перегреваться

Объективный контроль температуры возможен лишь по данным сканера. В АКПП имеется датчик температуры масла, который в потоковом режиме транслирует численную величину в память блока управления.

Если подключить любой адаптер к диагностическому разъему, то через планшет или смартфон можно считать показания. Это делается при диагностике или на ходу для изучения влияния различных факторов на перегрев.

Прочитай: Как правильно переключать передачи на Автомате и почему АКПП не хочет это делать

Косвенно перегрев проявляется традиционно, как в случаях для неисправных коробок. Появляются «пинки», АКПП начинает буксовать или неадекватно переключаться с удлинением пауз или неверным выбором передач.

Сигнализация об ошибке включится с большим запозданием, когда электроника уже оценит последствия неверной работы, а не их причину.

Часто бывает уже слишком поздно. Но большинство агрегатов имеет внутреннюю защиту – выдачу сигнализации о перегреве и переход в аварийный режим.

Последствия перегрева трансмиссии

Масло играет настолько большую роль в работе АКПП, что последствия его перегрева могут стать фатальными:

  • нарушения в работе мехатроника, частичные отказы его соленоидов, вплоть до поломок и теплового искривления корпуса;
  • разрушение деталей гидротрансформатора, где выделяется основное тепло при работе;
  • обгорание фрикционных дисков муфт переключения;
  • разрушение масляных уплотнений;
  • деградация масла, что повлияет на ресурс практически всех деталей АКПП;
  • отказы датчиков, электронных блоков и электропроводки.

Если АКПП замечена в склонности к перегреву, меры надо принимать незамедлительно, время тут работает на рост стоимости ремонта автомобиля.

Причины перегрева АКПП

Причины связаны с нарушением теплового режима из-за нещадной эксплуатации, пренебрежения инструкциями или постепенной деградации узлов:

  • Нарушение теплообмена масла с окружающей средой связано со снижением эффективности радиаторов, теплообменников, внутренними и внешними загрязнениями, отказом термостата, если он есть;
  • Рост температуры выше предела произойдет, если коробку перегружать ездой в горной местности, по бездорожью, пробуксовками, резкими стартами, эксплуатацией с прицепом, в таких режимах крайне желательно организовать непрерывное слежение за температурой масла при помощи диагностического адаптера;
  • Некоторые коробки в принципе склонны к перегревам, например, неудачные собственные разработки автозаводов или маниакальное стремление к экономии (программная нейтраль и прочие ухищрения);
  • Может неадекватно срабатывать блокировка гидротрансформатора, из-за чего выделение тепла резко увеличивается, масло интенсивно работает в турбинах ГТР, когда это не требуется;
  • Аналогичные эффекты пробусовки могут происходить в изношенных фрикционах, выдавая нештатную тепловую энергию;
  • При наличии теплообменника масла с системой охлаждения двигателя рост температуры коробки будет отслеживать перегрев мотора;
  • Качество и количество масла также скажется на его температуре;
  • Повлиять может даже отключение кондиционера в пробке, вентилятор радиаторов перейдет в релейный режим из постоянного, что при отсутствии скоростного напора снизит охлаждение радиатора коробки.

Видно, что влияет практически любая неисправность, в свою очередь, они возникают из-за локальных перегревов, что вызывает лавинный эффект.

Решение проблемы

Главное в обслуживании автомата – своевременная замена масла. Это надо делать каждые 40 тысяч километров пробега, используя только качественный продукт нужного класса и вязкости. Устройства охлаждения требуют поддержания их в чистоте, это относится и к системе двигателя.

Второй фактор – бережное обращение с АКПП. Такие автомобили не предназначены для спортивного вождения, постоянной эксплуатации на бездорожье, с прицепом или в горах.

В подобных режимах долго живут только механические КПП различных типах или специальные спортивные и коммерческие исполнения автоматических коробок. Если же насилие неизбежно, надо делать паузы для охлаждения агрегата.

При первых признаках перегревов или неадекватной работы коробку надо отправлять на диагностику или в ремонт. Иначе чаще всего всё заканчивается её заменой в сборе, разрушения настолько масштабные, что восстановление экономически нецелесообразно.

Оставить отзыв

К началу страницы