Как правильно переключать передачи на Автомате и почему АКПП не хочет это делать

На самом деле для обычной «гражданской» езды на автомобиле с автоматом нет ни малейшей необходимости разбираться с режимами его работы и дополнительными функциями. АКПП для того и нужна, чтобы не отвлекать от управления, доставляя минимум забот самому неопытному водителю.

Ему нужно знать только три основных положения селектора – вперед, назад и парковка. И только в особых условиях движения потребуются дополнительные положения органов управления.

Если они вообще есть, производители стремятся избавить владельца от лишней информации, переложив её на автоматику. Но иногда полезно знать все способности своего автомобиля.

Виды автоматических коробок

В настоящее время существуют три основные разновидности АКПП, в зависимости от способа изменения крутящего момента на ведущих колесах.

  • Классический гидромеханический автомат. В нем используется дискретное изменение передаточного числа набором шестеренчатых планетарных передач, а также плавное при помощи гидротрансформатора (ГТР) турбинного типа.

В зависимости от скорости, оборотов мотора и степени нажатия педали акселератора, коробка сама выбирает нужную передачу, их может быть от трех до десяти и более.

А плавность переключения регулируется проскальзыванием ГТР и пробуксовкой фрикционов выбора передачи. Заведует всем набор клапанов – гидроблок, а также программное обеспечение блока управления.

  • Вариатор клиноременного типа. Используется плавное изменение передаточного отношения за счет вариации диаметров ведущего и ведомого шкивов, между которыми в качестве ремня работает пластинчатая цепь.

Управляющие гидравлика и электроника аналогичны предыдущему случаю. Трансмиссия бесступенчатая, но по психологическим причинам имитируются фиксированные ступени.

  • Так называемые роботы – механические коробки с электронным управлением. С одним сцеплением или двумя – типа DSG.

С точки зрения водителя разницы между типами трансмиссий нет. Тот же рычаг с типовым набором управляющих позиций.

Роль рычага выбора диапазона (РВД)

В простейшем и самом удобном случае у рычага имеется только четыре положения:

  • P – парковочный режим, коробка заблокирована, можно использовать как аналог жесткого ручного тормоза, но включать только после полной остановки;
  • N – вторичный вал разблокирован, но двигатель отсоединен от трансмиссии, аналог нейтрали МКПП;
  • D – режим движения, после перевода в него рычага остается только прибавить газ, автомобиль тронется с места и будет самостоятельно перебирать передачи по мере разгона;
  • R – задний ход.

Когда водителю предоставляются дополнительные возможности с целью экономии или при движении в сложных условиях, возможны и иные положения селектора.

Вспомогательные режимы АКПП

Наличие дополнительных функций подразумевает, что водитель лучше, чем автоматика, способен оптимизировать работу трансмиссии в некоторых ситуациях:

  • D с цифрой означает, что коробка лишается права самостоятельно включать передачи выше определенной, помогает, в частности, на крутых подъемах;
  • M – переводит коробку в режим ручного выбора передачи;
  • W или снежинка – зимний режим, коробка трогается со второй передачи и снижает вероятность пробуксовки из-за излишнего крутящего момента;
  • Спортивный или экономичный стиль вождения E или S заставляют изменять момент переключения, а также сокращается время перехода на следующую ступень для быстрого разгона или не допускаются высокие неэкономичные обороты.

У разных производителей наборы дополнительных возможностей, а также условные обозначения могут отличаться от общепринятых.

Ключевые правила переключения РВД

Сам процесс действий с автоматом прост. Все делается через тормозную педаль, без нажатия на которую рычаг блокируется.

После перевода селектора в положение D машина обычно уже начинает медленно катиться, для ускорения достаточно добавить газ. Не забыв отпустить ручной тормоз. Аналогично и с задним ходом, но только после полной остановки.

По теме: Переключение скоростей на МКПП (важные правила и ошибки)

Не стоит пытаться тормозить левой ногой, этот прием только для спортсменов, им надо стабилизировать машину одновременно тягой и тормозами в определенных ситуациях.

У всех прочих водителей левая нога отдыхает на специальной площадке. Что также помогает надежно фиксировать корпус для точного управления автомобилем.

Переводить коробку в нейтраль на светофорах не нужно, это лишние переключения, снижающие ресурс, а после остановки автомобиля и двигателя включается не нейтраль, а парковка.

Иногда переключение автомата можно спровоцировать небольшим сбросом газа, а для исключения ненужных переходов на высшие передачи применяется режим кикдауна (газ в пол), ручное переключение или выбор на селекторе ограничения по овердрайву.

Что делать если передачи не переключаются

Если исправная коробка отказывается включать передачу, значит водитель желает перехода в запретный опасный режим.

Изменить ситуацию можно манипуляциями с акселератором или переводом в ручное управление. Но и там автоматика не допустит перекрута двигателя, многие АКПП отказываются удерживать передачу при выходе мотора на ограничитель.

Чего нельзя делать на АКПП

Сломать коробку сложно, электроника все отслеживает. Ошибкой может стать:

  • прикладывание больших усилий к рычагу селектора;
  • интенсивные разгоны с непрогретым маслом;
  • злоупотребление кикдауном и спортрежимом;
  • пробуксовки на скользких дорогах;
  • продолжение эксплуатации автомобиля, если коробка уже начала «пинаться» или пропускать передачи;
  • буксировка машины с остановленным двигателем или попытки его запустить таким способом;
  • перед остановкой включать нейтраль;
  • использовать тяжелые прицепы, если это прямо не позволяет инструкция.

Не относится к управлению, но является самым главным основное правило обслуживания АКПП – масло надо менять каждые 40-60 тысяч километров пробега.

Даже если изготовитель утверждает, что оно залито на весь срок службы. Так и есть, но срок этот в разы меньше реально достижимого.

Оставить отзыв

К началу страницы