У механических коробок передач есть свои приверженцы, и дело тут не только в низкой стоимости такого варианта трансмиссии. Считается, что опытный и натренированный водитель может быстрее и точнее выбрать передачу для любых условий движения, чем автоматика. Но прогресс в технике делает АКПП всё умнее, они способны к адаптации, при этом в принципе удобнее в обращении.
Содержание статьи:
Пока еще МКПП полностью не вытеснены с авторынка, поэтому желательно знать или освежить в памяти главные приемы грамотного с ними обращения.
Как трогаться
Трогаться с места учат в автошколе, и попасть на дорогу без такого умения может лишь тот, кто учился и ездил с АКПП. Но есть нюансы, которые не мешают управлять машиной, при этом существенно сокращают ресурс сцепления.
Все инструкции для новичков содержат совет плавно отпускать педаль сцепления, постепенно прибавляя газ. Рекомендации абсолютно бесполезные, так с места не тронуться.
Но инструкторы их успешно корректируют, при этом также не заботятся о сохранности сцепления. Присматриваться следует к автоспорту.
Там моторы очень мощные, а муфты сцепления компактные, поэтому гонщики умеют максимально быстро трогаться, не сжигая диски и не буксуя ведущими колесами. Тем более не позволяя двигателю заглохнуть.
По теме: Как научиться ездить на МКПП
Педаль отпускается достаточно энергично до того момента, когда диски сцепления начинают соприкасаться. Обороты повышаются сразу и удерживаются в пределах 2000 об/мин. С допуском в зависимости от автомобиля и желаемой резкости старта.
В момент трогания не стоит дальше прибавлять газ, это повысит интенсивность пробуксовок. Наоборот, иногда его полезно чуть сбросить.
Ускорение доводить до нужного уровня уже после полного смыкания дисков муфты и отпускания педали. Так сцепление прослужит максимально долго, а способность не глушить мотор придет со временем.
В какой момент переключать передачи
Предельная интенсивность разгона достигается при переключении на максимальных оборотах. Но это чисто спортивный режим, в повседневной езде ненужный.
При спокойном разгоне двигатель раскручивается на каждой передаче примерно до половины от максимума.
Самый экономичный способ – делать так, чтобы при переходе на следующую передачу обороты не падали ниже того минимума, на котором двигатель будет с трудом поддерживать разгон. Обычно это примерно 1800 об/мин для среднестатистического гражданского мотора.
Педаль газа необязательно нажимать в пол. Достаточно ¾ её полного хода, если это не гонка со светофора.
Никто не запрещает и этот экстремальный случай, но тогда придется потренироваться в ударном переключении без сброса газа и с полувыжимом сцепления. Имея в виду, что ресурс машины в разы сократится, а расход топлива неприятно удивит.
Как тормозить двигателем и ручником
При отказе рабочего тормоза, а также в тяжелых условиях горных дорог, придется задействовать трансмиссию, а на конечном этапе и ручной тормоз.
Машина будет замедляться, если просто сбросить газ при включенной передаче. Но не так интенсивно, как хотелось бы. Чтобы быстро включить пониженную передачу, надо отработать до автоматизма прием двойного выжима с перегазовкой.
Под сброс газа текущая передача выключается, затем одновременно с нажатием акселератора выжимается сцепление. Мотор успевает раскрутить вал коробки, если газ будет добавлен с небольшим опережением.
Скорости шестерен в МКПП уравняются, и низшая передача включится без удара и насилия над синхронизатором. Останется отпустить сцепление и плавно убрать газ.
По мере снижения скорости повторить со следующей ступенью. И только в самом конце, после торможения на первой, можно задействовать ручник. Осторожно, чтобы не сорвать в скольжение задние колеса.
Задний ход
Включение заднего хода принципиально отличается лишь тем, что обычно на этой передаче отсутствует синхронизатор. Поэтому включать её надо только при полной остановке.
Педалью газа работать крайне аккуратно, поскольку управлять машиной при движении вперед багажником сложно технически и психологически.
Это интересно: Почему в некоторых машинах тугая педаль сцепления
Обороты нужны ровно такие, чтобы мотор не заглох, не более. Использовать пробуксовку сцепления следует только в исключительных случаях, сжечь диски можно очень быстро.
Движение в гору
Принципиально подъемы с небольшим уклоном не отличаются от ровных участков по алгоритму переключения. Следует лишь в зависимости от угла увеличивать время разгона перед переключением на следующую передачу и чуть сильнее нажимать на акселератор.
Сам перевод рычага выполняется максимально быстро, чтобы не терять скорость.
Особого внимания заслуживают затяжные подъемы с большими углами. При их преодолении работает правило, согласно которому на подъеме нельзя переключаться.
Надо стазу выбрать передачу, которая гарантированно затащит автомобиль на верхнюю точку. Здесь лучше перестараться с оборотами, чем допустить их падение до критических, тронуться с места, как и безопасно спуститься задним ходом, далеко не всегда возможно.
Чего нельзя делать на механической КП
Убить коробку и сцепление можно разными способами:
- долго удерживать педаль в полувыжатом состоянии, допуская пробуксовку дисков;
- просто использовать педаль сцепления в качестве площадки отдыха для левой ноги;
- делать то же самое с рычагом коробки, держа на нем правую руку;
- переходить на пониженные передачи без перегазовки, совершая насилие над рычагом, пробивая синхронизатор;
- при коротких остановках держать сцепление выжатым вместо того, чтобы перевести рычаг в нейтраль:
- ездить с полуживым сцеплением, когда оно уже ведет, вибрирует или буксует.
При правильном использовании сцепление и коробка современного автомобиля имеют ресурс, сравнимый с двигателем, а часто и выше, а если поставить задачу сломать то или другое, то достаточно минуты.