Почему возникает эффект аквапланирования и что делать в этой ситуации

Автомобиль сохраняет возможность управляться, разгоняться и тормозить только при условии надежного сцепления шин с дорогой. Несмотря на быстрое вращение колёс, протектор в зоне контакта с дорогой находится в покое относительно поверхности, при этом коэффициент трения наивысший.

После срыва в скольжение он резко падает, а уж если между шиной и дорогой возникает промежуток, заполненный грязью или водой, то он и вовсе стремится к нулю. Если такое произойдёт внезапно для водителя, то опасность максимальна.

Что надо понимать под аквапланированием автомобиля

Во время движения по мокрой дороге происходит непрерывное вытеснение воды из зоны контакта протектора. Его интенсивность зависит от особенностей шин и количества жидкости.

Чтобы выдавить воду, необходимо высокое давление жидкостного слоя в том месте, где набегающий протектор встречается с покрытым водой асфальтом. С ростом скорости и увеличением количества воды на дороге это давление повышается.

Всякое повышение имеет свой предел. Наступает момент, когда давление возрастает настолько, что оно начинает сравниваться с весом автомобиля, приходящимся на одно колесо.

Шине ничего не остается делать, кроме как начать приподниматься над поверхностью, зависая на водяном клине. Этот своеобразный эффект глиссирования и называется аквапланированием.

Прочитай: Почему появляются трещины на шинах и как этого избежать

Естественно, что коэффициент сцепления практически обнуляется, причем как в продольном, так и в поперечном направлении. От малейших возмущающих усилий, которые есть всегда, колесо вместе со связанным с ним автомобилем легко сместится в произвольном непредсказуемом направлении.

Начнется скольжение, и уже не так важно, в какой форме оно проявится, будь то снос, занос или увод всех четырех колес. Машина в любом случае потеряет управление, а водитель ничего уже не сможет сделать, превратившись в пассажира.

Чем опасно

Основная опасность состоит в определенной непредсказуемости начала явления. Оно определяется несколькими влияющими факторами:

  • приспособленностью шины, то есть её моделью и тщательностью проработки протектора;
  • текущим состояние, то есть степенью износа;
  • рельефом твердого покрытия дороги;
  • нагрузкой на ось автомобиля;
  • давлением в шинах;
  • вязкостью жидкости под колесами, то есть наличием и свойствами грязи;
  • техническим состоянием ходовой части;
  • количеством воды на асфальте.

Но основа всего – скорость машины. В среднем это 80 км/ч, но отклонения велики.

Что может спровоцировать аквапланирование

Основной элемент внезапности – это въезд на запредельной для данных условий скорости в лужу, даже небольшую. Колебания коэффициента сцепления и начавшиеся из-за этого курсовые отклонения собьют машину с траектории даже когда лужа закончится.

Потребуется не просто снижение скорости, но и восстановление устойчивости, на что может не хватить времени, пространства и умения водителя выходить из подобных ситуаций.

Действия при аквапланировании

Естественные реакции проявятся в движениях рулём на большую амплитуду и сбросе газа. Оба действия ошибочны, по крайней мере без понимания механики автомобиля и сути происходящего.

Это интересно: 5 советов начинающим водителям от опытных

Поворот руля в момент аквапланирования бесполезен, у колес нет сцепления с дорогой, а сброс газа на переднеприводном или полноприводном автомобиле обычно приводит к увеличению дестабилизации. Торможение тоже не поможет, скорее усугубит проблему.

Логичнее будет постепенно снижать тягу, сохраняя прямое положение управляемых колес. Восстановление сцепление будет заметно по обратной связи на руль, после чего уже можно откорректировать траекторию типовыми способами борьбы с заносом или сносом.

Их надо отработать до автоматизма в ходе контраварийной подготовки. Думать тут будет некогда.

Как избежать потери сцепления с дорогой

Кардинальное средство борьбы с аквапланированием – профилактика. Для начала надо подумать об этом в момент выбора шин. Далеко не все они себя ведут одинаково на мокрой дороге.

Если небольшой процентный выигрыш в управляемости на сухом асфальте или экономичности мало что реально дает, то ошибка в дождевых свойствах может привести к потере автомобиля, здоровья и свободы.

За давлением надо следить. Не только собственным, но и в шинах. Даже в идеальных условиях новых покрышек и дисков проверять его следует минимум раз в две недели. Отклонения в обе стороны ведут к снижению способности отводить воду из пятна контакта.

Если минимальный остаточный протектор нормируется величиной 1,6 миллиметра, то это не означает, что все шины надо укатывать до такого состояния. Лысая резина на мокрой дороге не работает. Особенно если вода смешана с грязью, а по-другому редко бывает.

Но главное всё же скорость. Если асфальт не обладает ярко выраженной шершавостью, то превышать 80 км/ч в дождь опасно.

Надо помнить, что хорошая резина прекрасно держит дорогу и на более высокой скорости, но это ровно до того момента, когда все перечисленные факторы не сойдутся в опасный предел. Дальше в типичном случае машина просто улетит с дороги, а водитель даже не успеет ничего осознать.

Оставить отзыв

К началу страницы