Что значит тормозить двигателем и как правильно это делать

Для замедления автомобиля в нём установлены рабочая и стояночная тормозные системы. Но их возможности ограничены, поэтому иногда стоит использовать помощь такого большого и серьёзного агрегата, как двигатель, который умеет не только разгонять машину и поддерживать скорость. Режим отбора лишней кинетической энергии мотором через трансмиссию называют торможением двигателем.

Почему авто замедляется при торможении двигателем

При сбросе газа водителем двигатель переходит в режим принудительного холостого хода. Холостого – потому, что он при этом не отправляет энергию сгорающего топлива в нагрузку, а принудительным это называется по причине вращения коленчатого вала со стороны колёс, а не наоборот.

Это надо знать: Нужно ли прогревать двигатель перед поездкой и до какой температуры

Если разомкнуть связь трансмиссии с мотором, например, выключив сцепление или включив нейтральную передачу, то двигатель стремится выйти на обороты холостого хода, как это заложено в его конструкции.

Но при торможении связь остаётся, поэтому входной вал коробки передач стремится раскручивать мотор, используя энергию, накопленную массой движущегося автомобиля.

Энергия в двигателе во время принудительного холостого хода расходуется на трение в механизмах, но эта часть мала, узлы оптимизированы на минимум потерь. Основная часть уходит на так называемые насосные потери. Газ сжимается в цилиндрах, нагревается, затем расширяется при рабочем ходе поршня.

Значительная доля энергии при этом теряется на потери тепла, особенно если на пути потока встречаются преграды. У бензиновых ДВС это дроссельная заслонка, а у дизелей, особенно мощных грузовых, ставят дополнительный горный тормоз в виде заслонки на выпуске.

Потери энергии, а значит и замедление, тем выше, чем больше скорость вращения коленчатого вала. Следовательно, для эффективного сброса скорости надо последовательно переходить на низшие передачи, вплоть до первой, после чего можно уже воспользоваться рабочими тормозами. Они не перегреются, скорость уменьшилась, а энергия зависит от её квадрата.

Плюсы и минусы способа

Достоинства торможения двигателем настолько велики, что им нужно пользоваться обязательно, особенно на затяжных спусках:

  • если столько же энергии, сколько способен принять двигатель, выделить в рабочих тормозах, то они неминуемо перегреются и выйдут из строя, мотору же это никак не повредит;
  • при отказе основной тормозной системы замедление с помощью двигателя останется единственным способом спасти автомобиль, пассажиров и всё, что попадётся на пути неисправной машины;
  • в горных условиях не существует иных способов безопасного спуска, тормоза, способные выдержать горные режимы, на гражданские автомобили не устанавливаются;
  • при торможении двигателем колёса продолжают вращаться, то есть не блокируются, и автомобиль сохраняет способность реагировать на руль, исключение составляет экстремально скользкое покрытие, когда шины потеряют контакт даже при слабом замедлении;
  • при заднем или полном приводе автомобиль стабилизируется вектором замедления;
  • экономится ресурс дисков и колодок.

Без минусов не обходится:

  • интенсивность замедления мала, следует понимать разницу между энергией и мощностью, двигатель может принять значительную энергию, но не в короткий промежуток времени, здесь тормозная система гораздо мощнее;
  • замедлением сложно управлять, водитель должен обладать знанием и навыками, а автоматические типы трансмиссий включать соответствующие алгоритмы переключения;
  • не все автомобили обучены включать стоп-сигналы при таком виде торможения;
  • при переднем приводе резкое торможение может дестабилизировать машину и отправить в занос.

О достоинствах и недостатках можно говорить лишь в плане информации, на самом деле режим жизненно необходим, без него сфера использования автомобиля сильно ограничена.

Как правильно тормозить двигателем

Современные автомобили вполне способны действовать самостоятельно, достаточно лишь отпустить педаль акселератора. Но даже в этом случае надо понимать, что происходит и как усилить эффект.

Механическая КПП

На «механике» важно освоить способ быстрого переключения на низшие передачи в экстремальной ситуации. Рабочее замедление двигателем при малой интенсивности достигается простым переключением в привычном режиме. Но если надо быстро сбросить скорость при отказе тормозов или в ситуации, когда они не справляются, включить нужную передачу оказывается сложно.

Синхронизированная коробка способна уравнять скорости вращения зубчатых передач при входе в зацепление. Но только в ограниченных пределах, мощность синхронизаторов невелика. Быстро набирающий ход автомобиль раскручивает валы коробки, а скорость вращения коленвала мала.

Для безударного включения необходимо перевести рычаг в тот момент, когда мотор работает на тех оборотах, которые соответствуют текущей скорости на выбранной передаче.

Для выполнения этого условия опытный водитель выполнит двойной выжим сцепления с перегазовкой. Выключается текущая передача, после чего быстрым нажатием на газ мотор раскручивается, сцепление выключается и рычаг переводится в нужное положение.

После тренировок приём выполняется на полном автоматизме и очень полезен даже во вполне штатном применении, сберегая ресурс коробки передач, где синхронизаторы – всегда слабое место, а когда-нибудь это может спасти автомобиль, здоровье, а может и жизнь. В спорте вообще на МКПП без этого делать нечего.

АКПП

Автоматический гидроавтомат сейчас везде снабжён электронным программным управлением. Он способен распознать необходимость торможения двигателем и проделает всё описанное выше самостоятельно. Многое зависит от конкретной коробки, особенности которой надо знать.

Некоторым надо помогать разными способами:

  • включить спортивный режим;
  • перейти на ручное управление, после чего пользоваться селектором или лепестками под рулём;
  • задействовать положения селектора с ограничением диапазона передач, отключить овердрайв или высшие ступени.

В любом случае во время движения нельзя пользоваться нейтралью. Тем более вопиющими ошибками вроде включения заднего хода или парковки.

Вариатор

По алгоритму работы вариатор не имеет отличий от классической гидромеханической коробки. Конструкторы не нагружают владельца необходимостью знания, как в автомате организовано изменение передаточного числа.

Поэтому можно даже не знать, какой тип АКПП установлен на данном автомобиле, все процедуры производятся одинаково.

Робот

Роботом принято называть механическую коробку с электронным управлением. То есть она программируется так, чтобы владелец пользовался трансмиссией в точности так же, как и на прочих автоматах, а в большинстве случаев имеется ручной режим переключения, которым и стоит воспользоваться, если потребуется притормаживать двигателем.

Даже с дополнительным удобством, поскольку педель сцепления отсутствует, а перегазовки хороший робот обучен выполнять самостоятельно. Можно присмотреться к гонкам Формулы 1, где пилот просто лепестком под рулём сбрасывает нужное количество передач перед поворотом.

Оставить отзыв

К началу страницы