По поводу прогрева двигателей перед поездкой существует множество самых противоположных мнений, от немедленного начала движения после пуска до полного достижения рабочей температуры на холостых оборотах. Разумеется, истина всегда между крайними мерами, но вопрос достаточно сложен.
Содержание статьи:
Многое зависит от типа двигателя, года его производства и сезонности применения. Сохранность и ресурс мотора потребуют детального разбора и технического обоснования в каждой конкретной ситуации.
Почему водители боятся ехать на холодном моторе
Многие плохо понимают, что именно происходит под нагрузкой в холодном моторе, но интуитивно и по советам иных таких же любителей думают, что это очень плохо для механики двигателя. Чаще всего возникает аналогия со спортсменом, начавшим тренировку без разминки.
Если же владелец авто начал более плотное ознакомление с матчастью, то его опасения укрепляются. Поводов на самом деле достаточно:
- холодное густое масло в картере не справляется со своими функциями, плохо прокачивается, а слишком высокое давление грозит разрушить привод маслонасоса и разорвать корпус фильтра;
- неравномерный прогрев цилиндра и поршня полностью выбирает тепловой зазор, после чего начинаются задиры на деталях;
- сам поршень нагревается сверху, оставаясь снизу относительно холодным, испытывает деформирующие нагрузки, отчего выламываются перемычки колец;
- искажается сопряжение головки с блоком, что чревато пробоем прокладки и ослаблением болтов крепления;
- масло начинает интенсивно образовывать отложения на стенках холодных деталей.
Помимо этих эффектов, грозящих поломками, существуют и другие, менее опасные, но достаточно неприятные. Работа под нагрузкой с обогащением смеси вызывает образование топливной копоти и нагара, нарушается режим свечей, нейтрализатора, даже блок управления может не понять, что происходит, и высветив ошибку уйти в аварийный режим.
Это надо знать: Зачем зимой включать кондиционер в машине
Всё это несложно понять при прочтении популярных статей, после чего желание ехать без полного прогрева отпадает. Но на деле ничего особенного не происходит.
Надо ли прогревать современный двигатель
На самом деле страшилки, связанные с прогревом, сильно преувеличены. Это связано как с незначительным влиянием скорости прогрева, а она отличается между нагрузочными режимами и холостым ходом, на износ и вероятность поломки, так и с совершенно разной реакцией на раннее начало движения устаревших и современных моторов. Но более всего влияет исходная температура.
Зимой
В зимних условиях мотор всё же следует несколько подогреть перед стартом с места. Связано это не столько с температурными перепадами внутренностей ДВС, на современных двигателях все детали менее массивные, прогреваются быстро и равномерно, сколько с изменением состава смеси. Формируется он по сигналу датчика температуры.
Когда электронный блок управления (ЭБУ) получает сигнал, что мотор замёрз, он начинает корректировать смесь в сторону увеличения количества бензина. Иначе двигатель просто не заведётся, часть бензина сконденсирована и не участвует в гомогенном содержимом цилиндров. Да и поджигать топливо при низких температурах затруднительно.
После запуска ситуация не меняется. ЭБУ ждёт подъёма температуры, чтобы нормализовать смесь. Лишний бензин смывает смазку со стенок цилиндров и портит нейтрализатор. Поэтому очень желательно ускорить процесс.
Под нагрузкой двигатель прогреется гораздо быстрее, что сэкономит топливо, ресурс, и минимизирует вред окружающей среде. Но и сразу нагружать промёрзший мотор всё же нельзя.
Оптимальным будет подождать несколько минут, пока стрелка указателя температуры чуть сдвинется, это примерно 40 градусов. После чего начать движение, не злоупотребляя резкими разгонами и высшими передачами. Вводить в дело силы мотора следует постепенно, дождавшись полного прогрева, но уже в процессе езды.
Летом
Летом современный мотор в прогреве не нуждается вообще. Начинать движение можно сразу, как только ЭБУ сбросит прогревочные обороты до номинальных холостого хода.
Требовать от двигателя максимума и тут не стоит, но спокойно ехать, не мешая окружающим и не теряя время, полностью допустимо.
Особенности эксплуатации автомобилей
Многое зависит и от принципа питания двигателя. Различаются они на дизельную топливную систему, бензиновый впрыск и разные поколения установленной газовой аппаратуры на пропан-бутановой смеси.
На дизельном моторе
Греть дизель зимой надо дольше, чем бензомотор. Это связано с особенностями распыления тяжёлого топлива, которое куда резче реагирует на снижение температуры.
Усугубляется ситуация наличием чувствительной и тонкой топливной аппаратуры, а также агрегата турбонаддува. Поломки тут могут обойтись очень дорого.
К тому же дизель по природе гораздо экономичнее, поэтому тепла выделяет мало. Пусть поработает на холостых оборотах до средней температуры. Но и греть его до номинальной не стоит, турбина тоже требует постепенного прогрева, а на холостых она не работает.
Бензиновые ДВС
У бензиновых моторов основная проблема связана с конденсацией топлива на холодных деталях, поэтому зимой прогрев необходим, но не более 5-10 минут. Потом в движении с небольшой нагрузкой прогрев ускорится. Да и тепло начнёт поступать в салон, что улучшит видимость.
Продолжение: Как и почему появляется эмульсия в двигателе автомобиля
Летом можно ехать сразу после пуска, ЭБУ и механика на это рассчитаны, а современные масла обеспечивают нужную смазку.
На газу
Особенностью питания сжиженным газом является его плохое испарение при низких температурах. Поэтому пуск холодного мотора автоматически происходит на бензине.
Современные ГБО в нужный момент переключат питание на газ, а на устаревших это можно сделать вручную, как только двигатель станет работать устойчиво.
Второй причиной необходимости прогрева на холостых будет обмерзание газового редуктора. Там пропан расширяется, что по законам физики вызывает понижение температуры.
Редуктор может быть повреждён, но обычно он просто отказывается работать. Поэтому важен минимальный расход газа, который достигается на режиме холостого хода. По мере прогрева в него начнёт поступать жидкость из системы охлаждения.