Раздаточная коробка (РК), называемая для краткости раздаткой, присутствует во многих автомобилях с приводом более чем на одну ось. Она входит в состав трансмиссии и во многом по своему составу похожа на коробку передач. Здесь также могут присутствовать шестерёнчатые и цепные передачи, первичные, вторичные и промежуточные валы, фрикционные муфты и сервоприводы для гидравлического и электронного управления.
Содержание статьи:
Крутящий момент двигателя, пройдя через коробку передач, после раздатки преобразуется по величине и перераспределяется по различным направлениям.
Зачем нужна в автомобиле раздаточная коробка
РК может выполнять несколько функций. Конкретный набор зависит от типа транспортного средства, на которое она установлена.
Полный перечень включает в себя:
- распределение крутящего момента по всем приводным мостам;
- разворот направления вращения вперёд или назад, при этом двигатель с коробкой передач может быть установлен как вдоль, так и поперёк автомобиля, в его передней части, задней или по центру в пределах колёсной базы;
- изменение крутящего момента по величине путём переключения передаточного числа, аналогично тому, как это происходит в коробке передач, но при меньшем числе ступеней, чаще всего используются две скорости, наличие пониженной принято называть демультипликацией;
- применение устройств, обеспечивающих различный тип привода по осям, дифференциалов, муфт подключений, в том числе фрикционного типа, механизмов блокировки принудительной, автоматической и частичной, изменение симметрии привода;
- отбор мощности на вспомогательные устройства, например, лебёдку, навесное оборудование;
- работу в комплексе средств обеспечения стабильности во всех режимах движения с электронным управлением.
В зависимости от имеющихся возможностей раздатки могут быть простейшими с единственной функцией выделения момента на дополнительную приводную ось или очень сложными на дорогих внедорожниках с максимальной проходимостью и степенью автоматизации трансмиссии.
Основные режимы работы
Режимы работы раздаток полностью определяются набором функциональных способностей и обеспечивающих их механизмов:
- экономичный асфальтовый режим с приводом только на одну ось;
- частичное подключение вспомогательного моста с регулируемым проскальзыванием муфты и несимметричным распределением момента;
- передача вращения на все мосты с развязкой их через встроенный дифференциал, может быть симметричным, с разным процентным соотношением по направлениям, частично блокируемым автоматически или принудительно;
- жёсткий симметричный полный привод на все мосты, достигается как отсутствием дифференциала в конструкции, так и его стопроцентной механической блокировкой;
- любой из этих режимов, но с использованием понижающей передачи – демультипликатора;
- автоматическое отслеживание момента на вспомогательной оси по командам устройства стабилизации автомобиля.
Водитель может иметь возможность ручного переключения режимов механическими рычагами или электронным переключателем через сервоприводы.
По теме: Что такое Бесступенчатая коробка передач или Вариатор
Но имеется тенденция полного перекладывания этих функций на автоматику, остаётся только выбрать селектором управления тип дорожного покрытия, например, снег, грязь, песок или иные условия.
Устройство
В состав РК могут входить следующие функциональные узлы и детали:
- первичный вал, принимающий момент от коробки передач;
- вторичные валы, снабжённые фланцами, через которые вращение передаётся на каждый отдельный ведущий мост с использованием карданных передач;
- промежуточный вал, позволяющий изменять направление вращения и переключать передачи;
- дифференциал свободный или повышенного трения различных типов;
- цепная передача, обычно на выходной вал переднего моста;
- фрикционные муфты блокировки дифференциала, подключения дополнительных мостов или передач;
- механические муфты изменения передаточного числа, иногда с синхронизаторами, позволяющими делать это в движении;
- механические приводы переключения или исполнительные сервомеханизмы;
- корпус с масляной ванной, насосом создания управляющего давления к фрикционным муфтам.
Валы вращаются в подшипниках, закреплённых на корпусе, для шестерёнчатых передач применяется косозубое зацепление с минимальной шумностью.
Цепь способна передавать значительные моменты, обычно она широкая, пластинчатого типа.
В зависимости от наличия фрикционов и дифференциалов повышенного трения может применяться обычное трансмиссионное масло, оно же с приставкой LS или специальная жидкость для автоматических коробок передач типа ATF.
Виды раздаток
Можно выделить несколько распространённых типов раздаток:
- с жёстким подключением переднего моста для систем полного привода Part Time;
- с встроенным межосевым дифференциалом, часто блокируемым;
- с мягким подключением переднего моста через многодисковую муфту;
- с демультипликатором;
- простейшая угловая для передачи момента на заднюю ось в кроссоверах, имеющих муфту включения заднего привода в блоке с редуктором задней оси;
- встроенная в АКПП с несимметричным винтовым дифференциалом и передачей момента под острым углом.
Выбор конкретного типа полностью определяется назначением автомобиля. В том числе и по ценовому диапазону, поскольку, например, жёсткий полный привод и заблокированный центральный дифференциал работают одинаково с точки зрения проходимости. Но последний придаёт автомобилю другие важные способности, при этом повышает стоимость.
Распространенные неисправности и ремонт
Чем проще раздатка, тем она надёжнее, поэтому в схеме Part Time случаются только повышение шумности из-за износа подшипников, а также течи через сальники. Наличие дополнительных устройств снижает долговечность.
В кроссоверах с угловыми редукторами чаще всего изнашиваются шлицы первичного вала, входящие в зацепление с дифференциалом коробки. Здесь же из-за сложной системы уплотнений нуждаются в регулярной замене сальники и эластичные кольца. Реже выходят из строя подшипники ведущей и ведомой шестерён главной гипоидной пары.
В автоматических РК менять приходится наборы фрикционов муфт и цепь привода переднего моста. Если регулярно обновляется масло, то срок службы намного возрастает.
Шестерни в раздатках служат долго, критический износ может появиться из-за игнорирования шума подшипников. Валы обретают нежелательную свободу и зубья передач работают с нештатным зацеплением, выкрашиваются и ломаются.
В переключателях режимов изнашиваются вилки, отказывает электрика сервоприводов, насосы и исполнительные электродвигатели. Высвечивается ошибка отказа полного привода.
При ремонте раздаток целесообразно заменять подшипники, сальники, фрикционы, цепь и механизмы управления. Валы и шестерни стоят очень дорого, разумнее поискать контрактный узел в сборе.
Исключение – отечественные внедорожники, там оправданы любые замены деталей, в том числе и на тюнинговые. Например, для изменения передаточных чисел и внедрения дополнительных функций.