Выбор автомобиля по типу привода должен быть осознанным. Происходит это потому, что при обычной езде, даже во время тест-драйва в автосалоне, практически невозможно заметить разницу. Многие водители вообще понятия не имеют, какой привод в их машине. Но отличия имеются, и они станут принципиальными во время управления на грани скорости, в поворотах, на скользкой дороге или в условиях бездорожья.
Даже обычный выезд зимой со стоянки проявит наличие или отсутствие ведущих колёс на нужной оси. К этому надо быть готовым ещё на стадии подбора машины.
Что такое передний привод
Крутящий момент от двигателя передаётся через трансмиссию на передние колёса, которые становятся одновременно ведущими и управляемыми.
Многие ошибочно считают, что так было сделано, а потом и стало самым распространённым исполнением, исключительно ради удобства управления автомобилем.
Приводится пример с телегой, которую лошади всегда тянут, а не толкают. Определённое зерно истины в этом есть, но предпосылки были совсем другие. В гражданских автомобилях поведение в экстремальных режимах стоит на одном из последних мест по значимости.
На самом деле рулили всем вопросы технологичности в массовом производстве, а значит и низкой себестоимости. И тут лучшим вариантом стало объединение двигателя и коробки в единый силовой агрегат, причём расположенный поперечно.
По теме: Что такое ВАГ и какие марки автомобилей туда входят
Так он прекрасно компонуется, занимает минимум места, отсутствует карданный вал к заднему мосту, всё лёгкое и компактное, а на конвейере такой моноблок ставится в одну операцию.
Есть и продольные схемы, но они скорее исключение, чем компоновочный вариант для массовых машин. Сейчас типичная машина – это компактный хэтчбек или седан с передним приводом, а также многочисленные кроссоверы на их базе.
Плюсы и минусы
Между тем достоинства имеются не только в технологичности:
- машина более устойчива при разгоне на скользкой дороге и при больших скоростях, поскольку тяговое усилие приложено впереди от центра масс;
- ведущие колёса постоянно загружены массой тяжёлого силового агрегата, особенно при малом количестве пассажиров и багажа;
- можно изменять вектор тяги относительно продольной оси автомобиля простым поворотом руля;
- в поворотах наблюдается недостаточная поворачиваемость под тягой, что более безопасно для неподготовленного водителя.
Странно, но в некоторых условиях ровно те же достоинства оборачиваются недостатками:
- стабильность на траектории провоцирует перебор со скоростью, потеря сцепления и разворот происходят неожиданно для водителя;
- если машину загрузить, то передние колёса перестают выполнять обе свои функции привода и управления с критическим превышением тяги;
- недостаток поворачиваемости помешает машине вписаться в поворот при избытке скорости;
- инстинктивный для многих сброс газа в сложной ситуации отправит автомобиль в неуправляемый занос, заставить себя добавить не каждый способен;
- руль загружен паразитными моментами от ведущих колёс;
- перегруженные передние колёса интенсивно изнашивают шины.
При всех недостатках передний привод в спокойных условиях обеспечивает безопасное движение, а знающие его особенности водители могут ехать очень быстро даже в скользких поворотах. Этому способствуют и распространяющиеся всё больше системы активной стабилизации.
Особенности заднего привода
Задний привод очень хорош для спорта и быстрой езды с мощным мотором. Ведущие колёса дополнительно загружаются при разгоне, а сброс газа и торможение двигателем прекрасно стабилизируют траекторию в опасных ситуациях.
Но для гражданского компактного автомобиля он означает тесноту в салоне, увеличение цены и более скромный багажник. Поэтому остаётся ЗП только на больших и дорогих седанах и спорткарах.
Плюсы и минусы
Заднеприводные машины очень любимы автомобильными гурманами, поскольку дают особое удовольствие от управления:
- отлично и естественно управляются при потере стабильности, отсюда и искусственный ввод в занос ценителями (дрифт стал даже частью автоспорта);
- хорошая динамика разгона;
- полная чистота усилий на руле, не замутнённая тягой;
- меньше реактивное действие на силовой агрегат, значит повышенный комфорт для пассажиров;
- рост проходимости по мере загрузки салона и багажника;
- повышенная манёвренность, передние колёса допускают большие углы поворота.
Недостатки более заметны для не очень опытных водителей:
- нестабильное поведение на скользкой дороге;
- плохая проходимость у пустой и лёгкой машины;
- склонность к заносу при ускорении в повороте;
- избыточная поворачивоемость.
Разработчики дорогих машин, а ЗП только на них и применяется, за счёт развесовки и иными приёмами умеют компенсировать все подобные недостатки, а в бюджете задний привод никому и не навязывается.
Что значит машина с полным приводом
Самая совершенная схема привода – это полный. Но и там существуют варианты. Лучше всего постоянный с межосевым дифференциалом, но это достаточно дорого (не считая нашу Ниву, это вообще уникальная машина, единственная в мире).
Однако чаще применяются иные варианты — с автоматически подключаемыми передним или задним мостом через различные муфты, а также типичная для внедорожника PartTime, где передний мост жёстко включается в работу рычагом или кнопкой у водителя.
Достоинства и недостатки
Первое, что отмечается – скачок в проходимости относительно моноприводных машин. Но это далеко не всё:
- ровное распределение момента по осям, как на скорости, так и на скользкой дороге;
- возможность автоматической подстройки управляемости, сочетая все достоинства переднего и заднего приводов;
- максимально эффективный разгон на всех покрытиях;
- то же и при торможении двигателем;
- ровное поведение в поворотах, возможность управления сносом всех четырёх колёс при правильной настройке.
К сожалению, многие недостатки непреодолимы:
- высокая стоимость машины;
- сложная трансмиссия, дорогой ремонт, мало места в салоне и багажнике;
- повышенный расход топлива;
- некоторая неопределённость в скользком повороте, требующая поисковых приёмов управления рулём и газом.
Частично минусы устранены использованием автоматики, но цена от этого только растёт.
С каким приводом выбрать машину?
Как и везде, выбор будет обусловлен ценой. Самое дешёвое – переднеприводный городской автомобиль. Полная противоположность – седан спортивного типа с постоянным полным приводом и автоматическими дифференциалами.
Выбирать надо исключительно по своему бюджету, учитывая, что купить машину мало, надо иметь средства на её эксплуатацию
Массовый пользователь давно остановил свой выбор на двух самых популярных вариантах. Бюджетный – это малоразмерный хэтч или седан с поперечным мотором и приводом на передние колёса, возможно в кросс-исполнении.
И более дорогой – полноприводный кроссовер с подключаемым автоматически задним мостом через электронную муфту.
Всё остальное – это машины высокого класса или внедорожники, то есть очень специфическая техника, требующая отдельного рассмотрения.