Как определить, что пора менять сцепление, не разбирая машину

Сцепление (муфта сцепления) в автомобилях с ручным механическим переключением передач, а также на некоторых автоматизированных коробках, служит для разрыва потока крутящего момента от коленчатого вала двигателя к трансмиссии. Для этого его ставят сразу после маховика и там же располагается первичный вал КПП.

Являясь расходником, оно должно периодически заменяться, срок службы зависит исключительно от его размеров и условий эксплуатации, и все попытки вывести среднее значение не имеют смысла. Но проверить муфту инструментально без снятия агрегатов нереально, поэтому надо знать основные проявления неисправности.

Основные элементы механизма сцепления

Существует множество конструктивов муфты сцепления и её привода, есть смысл рассмотреть самый типичный, применяемые на большинстве автомобилей – сухое однодисковое с приводом от ножной педали. Все прочие отличаются исполнением и деталями.

В состав такого устройства входят:

  • ведущий диск, в роли которого выступает торцевая поверхность маховика двигателя;
  • ведомый с фрикционными накладками;
  • нажимной диск с центральной пружиной диафрагменного типа, обычно именуемый корзиной за некоторое внешнее сходство;
  • ступица со скользящими по первичному валу коробки шлицами;
  • демпфер крутильных колебаний, как и ступица входит в состав ведомого диска;
  • нажимная муфта с упорным подшипником;
  • вилка выключения;
  • гидравлический или тросовый привод от ножной педали.

В нормальном состоянии ведомый диск надёжно зажат усилием пружины между корзиной и маховиком. Если нажать на педаль, то усилие будет передано через привод, вилку и муфту выключения на корзину, диск освободится, и передача вращения прекратится.

Прочитай: Почему тугая педаль сцепления: причины и способы ремонта

Переход между этими двумя состояниями может производиться с разной степенью плавности в зависимости от желания водителя при трогании с места и переключении передач.

Признаки неисправности сцепления

Всё должно работать плавно, без рывков и нежелательных пробуксовок, а вот их появление свидетельствует о необходимости ремонтного вмешательства. Существует набор типичных признаков предельного износа или поломок механизма.

Пробуксовывание

По мере наработки ресурса происходит износ трущихся поверхностей и ослабление диафрагменной пружины. В результате предельный выдерживаемый момент, снижается и становится равным тому значению, которое способен развивать двигатель. Начинается пробуксовка.

У кого хоть раз буксовало сцепление, тот уже не ошибется в диагнозе. Характерные симптомы:

  • букс начинается всегда при подаче газа на высших передачах, а по мере развития – и на всех остальных;
  • стрелка тахометра уходит в сторону больших оборотов, а скорость при этом адекватно не растёт;
  • в салон начинает проникать запах горелых накладок;
  • при трогании с места сцепление схватывает всё выше и выше по ходу педали.

Режим опасен, детали быстро перегреваются, объём разрушений и цена ремонта будут расти. Можно доехать до СТО, но при этом исключая резкие разгоны.

Неполное разъединение

Такой эффект называют «сцепление ведёт». Неполный выжим затрудняет включение первой передачи при неподвижном автомобиле и работающем моторе. Если заглушить, то рычаг пойдёт без сопротивления.

По теме: Причины вибрация руля в движении, при торможении и на холостом ходу

Когда после регулировки и прокачки привода ничего не меняется, несмотря на штатный ход вилки, то придется менять сцепление, у него скорее всего искривлены пружина, корзина и ведомый диск.

Шум и вибрация при включении сцепления

Во время старта, особенно при попытке сделать это плавно, сцепление начинает «дробить», то есть машина испытывает сильные вибрации.

Придержав педаль и добавив обороты можно избавиться от вибрации, но это ненадолго, процесс будет нарастать. Обычно виноваты накладки диска, поверхность маховика, дефекты корзины и демпфер. Решается заменой комплекта.

Рывки в начале движения и во время езды

Дополнительная причина рывков, которые могут и не давать вибрацию, заключается в неправильной работе выжимного подшипника, а также ступицы ведомого диска.

После выгорания смазки оба узла теряют плавность, начинаются заедания и подклинивания. Как и все прочие проблемы, без снятия коробки и ревизии сцепления это не решается.

Что может стать причиной неисправности

Есть несколько типичных проблем, сокращающих срок службы сцепления до неприемлемого:

  • злоупотребление пробуксовками сцепления в момент резкого старта с места;
  • привычка трогаться со второй передачи;
  • удержание машины на месте на небольших подъёмах и коротких остановках полувыжатым сцеплением;
  • нахождение ноги на педали, для этого есть специальная площадка;
  • при переключениях на разгоне попытка его ускорить преждевременной подачей газа, как и наоборот, отпускание педали со сброшенным газом, вызывающее клевок;
  • учебная езда;
  • установка дешевого комплекта сцепления недостаточного качества;
  • нарушения технологии замены узла;
  • частичная переборка муфты вместо замены комплектом, включая элементы привода;
  • пренебрежение диагностикой поверхности маховика.

Стоит добавить, что существует режим езды, в котором сцепление становится вечным и переживет все прочие элементы автомобиля.

Это если двигаться по ровной дороге, не останавливаясь и не переключая передачи. Все остальное будет снижать ресурс.

Но опытные водители способны снизить износ буквально до фантастических значений. Они понимают физику работы этого главного фрикциона автомобиля и не дают ему изнашиваться даже в обычной эксплуатации.

Описанные в технической литературе антирекорды по убиванию сцепления, сделанные умышленно, дают время жизни муфты в самом экстремальном режиме порядка одной минуты.

Оставить отзыв

К началу страницы