Коробки вариаторов CVT создают усовершенствованную динамику, они экономичнее и удобнее в работе. Однако при этом требовательны к качественным показателям масла и бережной эксплуатации, не допускающей чрезмерных нагрузок. Смазочные материалы, применяемые в таких коробках, должны отвечать всем необходимым требованиям. О том, какова частота смены масла в бесступенчатой трансмиссии и способах замены, расскажем далее.
Содержание статьи:
Принцип работы бесступенчатой трансмиссии
Внешне коробка-автомат и вариатор практически не отличаются друг от друга. Да и рычаги переключения скорости внешне схожи, к тому же режимы имеют одинаковые обозначения: N, P, R, D. Основное отличие сокрыто в принципах работы.
Ступенчатые коробки от вариатора отличаются наличием скоростей. Вернее – их ограниченным количеством, например, у коробки-автомата их восемь. И которых, случается, не хватает во время движения.
А вот вариатор оснащен неограниченным количеством передач. Даже по ровной дороге двигателю при наборе скорости нужно усилие для преодоления силы инерции, а затем, достигнув оптимума в соотношении оборотов и передаточного числа, он способен набирать необходимую скорость.
Затем передача понижается. Для повышения, необходимы еще ступени, но они не предусмотрены в ПКПП.
Еще одним отличием ступенчатых трансмиссии является то, что в момент переключения передач происходят толчки. Поэтому, на основе анализа всех плюсов и минусов, производители сделали ставку на вариатор, у которого при смене скорости не происходят рывки.
Постепенный переход крутящего момента на ведущем и ведомом диске обеспечивает мягкое движение; кажется, что работает мощный электродвигатель. Набор скорости бесшумный, более быстрый, чем у других трансмиссий, и плавный.
Прочитай: Что означают коды ошибок вариатора
Еще одним достоинством авто с вариатором является простота управления. По силам даже новичку, не стоит опасаться, что в момент переключения, машина может заглохнуть.
Какой срок службы масла в АКПП
Ранее, для сохранения свойств масла в коробке-автомате, заводы-производители рекомендовали производить его замену в среднем через 35-55 тысяч километров.
Однако с в связи с технологическим прогрессом, появлением электроники в управлении трансмиссией, повысилась адаптация к имеющимся характеристикам рабочей жидкости.
На основе этого отдельные автомобильные гиганты, например, BMW, Mercedes и Audi стали уверенно заявлять, что при нынешних обстоятельствах уже нет надобности заменять масло в коробке.
На них стали держать ориентир и другие заводы по производству автомобилей, они намного подняли срок использования масла для коробки. Однако это было ошибочно, поскольку практические исследования показали: масло нуждается в замене, при этом своевременной и регулярной.
Сегодня большинство производителей авто дают рекомендации: заменять масло в коробке-автомате в среднем через 70 тысяч километров пробега.
Это несет в себе определенные проблемы: значительный интервал замены требует времени для серьезной адаптации коробки передач. И при определенных обстоятельствах это может сказаться на работоспособности автомата, даже выходе из строя.
Дорожные условия далеки от идеала, отдельным авто нужна более частая замена трансмиссионной жидкости, чем даже предписывает завод-изготовитель.
Отдельные водители не хотят этого делать, ссылаясь на то, постаревшая КПП способна отлично справляться с работой и на низковязкой жидкости и фрикционной крошкой. А вот при замене новым маслом соленоиды могут не выдержать давления – маслонасос выбьет прокладки или произойдут еще какие-то проблемы с трансмиссией.
Безусловно, это имеет место быть. Но не менять масло даже если машина работает нормально и пропускать интервал смены масла, работая, по сути, на отработке, дополнительно 50-60 тысяч километров – это обречь АКПП на выход из рабочего состояния.
Поскольку в этой ситуации уже точно ничего изменить будет нельзя: поменять трансмиссионную жидкость – коробка «полетит», так оставить – она также долго не протянет, поэтому не стоит доводить ситуацию до такого состояния, а все делать своевременно.
Как часто менять масло в вариаторе и сколько литров
Производители некоторых авто в техдокументации указывают, что масла, залитые заводом в коробку CVT, не подлежат замене и срок их годности равняется сроку службы трансмиссии.
Попросту говоря, такие вариаторы необслуживаемые. Но на практике дело обстоит иначе: почти во всех вариаторах через какое-то время необходимо производить замену смазочной жидкости. Чтобы полностью заменить масло, может потребоваться его не менее десяти литров.
Как же определять уровень и качество масла, если в вариаторе отсутствует щуп для таких манипуляций? Одним из вариантов может являться – это отсчет пробега по километражу.
В среднем промежуток пробега между заменами составляет сорок тысяч километров. При эксплуатации машины в сложных условиях, масло желательно менять еще раньше – сократив срок пробега на 5-10 тысяч километров. Такими условиями на практике считаются:
- частая езда с прицепом;
- управление авто в агрессивном стиле: рывки на старте, резкие торможения;
- постоянное нахождение пробках, в результате чего недостаточность охлаждения вариатора и риск перегрева смазочной жидкости;
- плотный режим езды по бездорожью с пробуксовкой передних колес.
Последний, наверное, один из наиболее нежелательных режимов езды для коробок CVT.
Чтобы вычислить остаточный ресурс трансмиссионной жидкости, используют также специальный счетчик. Он имеется на многих современных модификациях авто, в частности на Тойоте и Ниссане и ряде других.
Работа счетчика задается определенным алгоритмом вычисления остаточного ресурса. В компьютерную память вводятся данные о режимах работы вариатора, и на этой информации сводятся баллы.
По ним отслеживается состоянии масла и необходимость замены. К примеру, в Тойоте рекомендуется производить такую процедуру при достижении 210 тысяч баллов.
Инструкция по замене масла
Так же, как и в автоматической коробке, замену масла в вариаторе производят частично или полностью. Кто имеет опыт, тот без проблем выполнит процедуру по замене трансмиссионной жидкости, хотя желательно доверять эту работу специалистам центра обслуживания.
Частичная замена
Такой вариант предполагает слив из вариатора только часть (в пределах тридцати или сорока процентов) отработанного масла. Затем делают долив трансмиссионной жидкости до нужного объема.
Данная процедура включает следующие шаги:
- Для прогрева вариативной коробки, необходимо проехать на автомобиле около 12 километров.
- Поставить машину над «смотровой ямой» либо использовать подъемник.
- Подготовить тару под слив отработанной жидкости.
- Отвинтить сливные заглушки для сбора отработки.
Ввернуть заглушку сливного отверстия, залить в вариатор свежее масло в нужном объеме.
Полная замена
Чтобы произвести тотальную замену масла в коробке CVT, как того требует регламент, используют метод вытеснения. Для этих целей предусмотрен специальный агрегат – к нему подсоединяются радиаторные патрубки охлаждающей системы вариатора.
Данное устройство формирует давление, подающее свежую трансмиссионную жидкость, вытесняя отработку. Отслеживать прокачивающий процесс можно с помощью смотровых окон, которые позволят визуально тестировать степень очищения материала по цвету.
Подытоживая, можно резюмировать, что масло обязательно нужно менять, строго придерживаясь сроков.