В связи с постепенной заменой механических трансмиссий новых автомобилях на автоматические, у многих людей возникают вопросы: какое трансмиссионное масло нужно заливать в коробку автомат, как проверить его уровень и возможно ли заменить самостоятельно.
Содержание статьи:
Какое масло заливают в АКПП
Для безукоризненной работы АКПП следует использовать трансмиссионное масло, прописанное в инструкции по эксплуатации.
Варианты качественных трансмиссионных масел для применения в АКПП:
- Оригинальные ATF. На упаковке таких масел изображены логотип и наименование марки. Большинство крупных автопроизводителей имеют свое трансмиссионное масло, произведенное с учетом режима работы и адаптированное под данные виды коробок передач.
- Оригинальные OEM. Они производятся под заказ на надежных заводах с прохождением многоступенчатых проверок качества. Дополнительные проверки производятся в лабораториях производителей автомобилей.
Читайте также: Как научиться ездить на МКПП — советы для начинающих водителей
Без глубоких знаний ассортимента OEM масел и допусках от производителя, или без квалифицированной помощи специалистов рекомендовано приобретать оригинальные трансмиссионные масла, как вариант – обратиться к официальным дилерам или в сервисный центр автопроизводителя.
Как проверить уровень масла в трансмиссии
Одной из гарантий продолжительного срока службы автоматической КПП является поддержание необходимого уровня ATF в ней.
Для сохранения трансмиссии в рабочем состоянии требуется периодически контролировать уровень масла, и при его снижении – доливать.
При падении уровня ATF в автоматической КПП ниже допустимого проявятся следующие признаки:
- при изменении оборотов мотора у стоящего автомобиля появится шум в области трансмиссии;
- при переходе на повышенные режимы будут заметны рывки.
Принцип контроля уровня ATF в АКПП практически одинаков в автомобилях разных марок, отличия могут быть только в надписях на щупе. Информация о правильном проведении этой процедуры имеется практически в каждом руководстве по эксплуатированию.
Читайте также: Как правильно ездить на коробке автомат — советы по вождению машины с АКПП
Пошаговое описание процедуры контроля уровня трансмиссионного масла:
- Если неизвестно местоположение щупа (инструмента для контроля), то на большинстве транспорта с АКПП он имеет красный цвет, а желтый – служит для замера уровня в моторе и находится на его нижней части корпуса.
- На большинстве автомобилей положение селектора при проверке должно быть в режиме паркинг.
- Следует протереть область возле щупа, для избегания попадания грязи в трансмиссию.
- В большинстве случаев замер проводится при работающем моторе и после прогревания ATF, что осуществляется только после поездки протяженностью 10-20 километров и последующей работе на холостых оборотах в течение нескольких минут. Для достоверности данных замер осуществляется на ровной поверхности, без уклона.
- Нужно вытащить щуп и тщательно обтереть его чистой тряпкой.
- Нужно вставить щуп на место и через 4-7 секунд достать.
- Уровень трансмиссионной масла должен находиться между «Cold» и «Hot». При нахождении уровня ближе к надписи «Cold» или ниже, его нужно долить, при приближении трансмиссионной жидкости к надписи «Hot» или выше нее – излишек обязательно надо слить. Иногда встречаются подписи на стержне «Full» и «Add», которые сообщают о максимальной или минимальной высоте жидкости в АКПП.
- Внимательно осмотреть щуп на наличие загрязнений или металлической стружки, наличие которых сообщает об износе некоторых механизмов АКПП.
- Жидкость в АКПП должна иметь красный цвет. При изменении ее цвета (черный или более темный) необходима замена жидкости из-за ее перегревания.
- Для 100% гарантии в точности результатов замера, процедуру контроля уровня жидкости следует повторить (5-7 пункты).
Процедура контроля рабочей жидкости в некоторых марках автомобилей отличается от общепринятой:
- Audi, BMW, Volkswagen – многие модели не имеют щупов, контроль происходит через смотровое окно в нижней части АКПП при нахождении машины на подъемнике. При наличии щупа контроль трансмиссионной жидкости происходит при нахождении селектора в положении «N».
- Dodge, Hyundai, Mazda, Jeep, Mitsubishi – при проведении замера масла в автоматической КПП рычаг селектора следует перевести в «N».
- На моделях Honda замер проводится при неработающем моторе.
Инструкция по замене масла в автоматических КПП
Обслуживание АКПП сводится к контролю уровня масла и его замене. При должном желании замену трансмиссионного масла можно произвести самостоятельно.
Согласно общепринятым международным правилам полную замену масла в коробке автомат следует проводить через 50000 километров.
Читайте также: Классификация и обозначение моторных масел, индекс вязкости
В последствие каждые 20000 километров проводить частичную смену трансмиссионной жидкости, путем ее слива (30-40%) и доливания такого же объема (частичная замена).
Частичная замена
Осуществляется традиционным методом путем откручивания сливной пробки. Выльется примерно 30% всего объема трансмиссионной жидкости. Таким способом освежается жидкость в автоматической КПП путем перемешивания старой с новой.
Частичную замену масла желательно проводить на яме или на подъемнике
Этапы:
1. Открутить поддон коробки, подняв автомобиль с помощью домкрата, подъемника или просто открутив при наличии ямы.
2. Открутить сливную пробку, перед этим поставив емкость для слива отработанного масла.
3. После полного прекращения вытекания жидкости и закручивания пробки, требуется измерить ее объем путем переливания в другую тару.
4. Залить через отверстие для щупа объем трансмиссионной жидкости, равный слитому. Удобно использовать специальную воронку, или самому сделать ее из пластиковой бутылки.
5. Установить щуп на место. Завести машину и дать ей поработать в холостом режиме 6-10 минут, потом с интервалом в 2-4 секунды перемещать селектор в разные режимы. После этого провести замер уровня, при необходимости долить жидкость.
6. Установить поддон коробки на место.
Таким способом можно заменить всю жидкость в автоматической КПП. Для чего требуется повторить вышеописанный алгоритм 4-6 раза с интервалом в 100 километров.
Плюсы:
- можно выполнить собственноручно, сэкономив немалую сумму;
- нет необходимости сразу приобретать весь объем весьма дорогой жидкости;
- происходит очищение поддона и фильтра от вредного осадка и отложений, что благоприятно влияет на функционирование трансмиссии;
- минимальный риск смыть «полезные» покрытия механизмов автоматической КПП.
Минусы:
- общий объем замененного масла выше, чем при полной смене;
- по утверждению некоторых профессионалов – полная смена трансмиссионной жидкости не осуществляется.
Полная замена
Полную замену трансмиссионной жидкости можно произвести как в автосервисе, так и собственноручно.
Особенности проведении процедуры в сервисе:
- производится с применением современного технологичного оборудования;
- смена осуществляется путем продавливания при помощи специального оборудования;
- старое масло полностью под давлением выходит с коробки и заливается свежая жидкость, данная процедура осуществляется при помощи подсоединенных трубок к агрегату;
- возможность визуального контроля за процессом путем наблюдения за изменением цвета масла;
- в среднем для полного обновления потребуется 10 литров ATF-масла.
Читайте также: Автоматическая Коробка Передач АКПП — принцип работы, устройство и эксплуатация
Минусы:
- нет гарантии стабильной работы коробки после такой процедуры;
- смывание полезных пленок на механизмах коробки автомат.
Этапы собственноручной процедуры:
- Прогрев жидкости в коробке путем поездки на расстояние 6-10 километров. Машину надо разместить над смотровой ямой или поднять на подъемнике. Обязательно снять поддон.
- Открутить сливную пробку, перед этим поставив емкость для слива отработанного масла под отверстие.
- Необходимо снять фильтр и гидротрансформатор, слить с них оставшуюся жидкость, фильтр очистить бензином или растворителем при его умеренной загрязненности. При значительной загрязненности фильтра его предпочтительнее заменить.
- Для ускорения слива отработанной жидкости надо переводить селектор в положения от «P» до «D», и в обратном порядке, 2-4 раза. Потом нужно завести двигатель и на протяжении не более 60 секунд, повторить операцию.
- Установить фильтр и гидротрансформатор на место.
- Установить поддон с обязательной заменой прокладки.
- В маслозаливное отверстие при помощи воронки или большого шприца необходимо залить 4-5 литра рабочей жидкости.
- Нужно запустить мотор и перевести селектор в положения от «P» до «D», и в обратном порядке, для распределения нового масла по механизмам трансмиссии.
- Проверить уровень, при необходимости долить. Эта процедура осуществляется при работающем моторе. При уровне, ниже требуемого, долить около литра. После прогрева мотора до рабочих показателей повторить контрольный замер.
Правильно подобранное трансмиссионное масло, равно и как регулярный контроль за его уровнем и состоянием, заметно продляют эксплуатационный ресурс такого сложного и дорогого в ремонте агрегата, как АКПП.
При наличии желания и некоторых условий заменить ATF реально собственноручно, что позволит сэкономить немалую сумму денег.
Уровень масла проверяю щупом и если перелил, то с помощью насоса для масла sititek легко отливаю лишнее.