Один из основных признаков технического состояния двигателя, рассказывающий о его износе, это расход масла на угар. Оно может уходить и другими путями, например, через сальники и прокладки. Но если масложор появился, и точно доказано, что это именно сгорание масла в цилиндрах, потребуется определиться с дальнейшей судьбой мотора.
Содержание статьи:
Какова основная причина угара, когда потребуется ремонт и во сколько он обойдётся. Решение первой задачи позволит перейти к последующим, уже меньше связанным с устройством двигателя и методиками его диагностики.
Каким должен быть расход масла у исправного двигателя
Существует масса моторов, вообще не требующих долива масла между заменами. Владельцам таких машин незнакома процедура дополнительной закупки между ТО, они не имеют привычки возить запас в начатой канистре в багажнике.
Это никак не означает, что двигатель в принципе избавлен от расхода на угар. Такое невозможно даже теоретически:
- стебли клапанов требуют смазки, которая неизбежно попадёт с потоком смеси в камеру сгорания;
- стенки цилиндров должны быть всегда смазаны, для чего на их поверхности создаётся специальный рельеф – хон, удерживающий смазку из тумана, находящегося в картере;
- система вентиляции картера снабжена маслоотделителем, но не может быть идеальной, как и многие другие системы мотора, например, агрегат турбонаддува с его уплотнениями лабиринтного типа.
Если доливки отсутствуют, то это означает лишь, что расход пренебрежимо мал. Такое вполне возможно и легко достигается ещё на этапе проектирования.
По теме: Лучшие присадки в масло для восстановления двигателя
Более того, многие конструкторские школы сознательно избегают минимизации угара. Двигатели знаменитых компаний, имеющие прекрасную репутацию, долговечные и мощные, расходуют масло с самого момента покупки нового автомобиля, и никакая обкатка этого не останавливает.
Расход масла заложен в инструкции с указанием его предельной величины. Всё, что ниже, считается нормой и не будет поводом для обращения по гарантии. Тем не менее, со временем у любого мотора начинается реальный нештатный масложор.
Причины масложора
Основная причина расхода масла в старых моторах – это нарушения в работе поршневой группы. Возрастают зазоры между поршнями и цилиндрами, изнашиваются и зарастают коксом поршневые кольца. Особенно нижние, маслосъёмные. Они должны собирать масло со стенок цилиндров, оставляя необходимый для смазки минимум, после чего отбрасывать его обратно в картер.
Прочитай: Через сколько км менять масло в двигателе и что будет если этого не делать
Второй часто упоминаемой причиной является расход через направляющие клапанов, как принято считать, через сальники стеблей. Говорят, что задубели колпачки. Так случается всегда, со временем резина изнашивается и деградирует, зазоры растут.
Но проблема сильно преувеличена, обычно к моменту полного отказа сальники успевают заменить по другим причинам, связанным со снятием головки блока.
Да и величина расхода тут небольшая относительно проблем с цилиндрами. Не говоря уже, что есть моторы, где эти сальники вообще конструктивно не предусмотрены, и ничего, прекрасно всё работает.
Как установить причину масложора
Опытный специалист быстро разберётся по косвенным признакам, но таких единицы, прочие пользуются тестовыми методиками.
Тест сальников клапанов
Маслосъёмные колпачки пропускают по стеблям впускных клапанов. Только там существует перепад давления, всасывающий масло в цилиндр.
Для точного выделения этого момента можно дать двигателю поработать в режиме максимального перепада разрежения. В идеале это торможение двигателем, но можно просто подержать мотор полминуты на холостом ходу.
За это время цилиндры наберут достаточно масла, поскольку дроссель прикрыт, там разрежение, а давление в картере близко к атмосферному.
Применив резкое повышение оборотов до 3,5-4 тысяч, можно наблюдать образование характерного клубка дыма из выхлопной трубы. Сизый цвет укажет, что это горит именно масло.
При этом на постоянных оборотах дым обретёт прозрачность. Если, конечно, следующий тест станет отрицательным.
Тест поршневой группы мотора
Тут всё достаточно просто. Проникающее через изношенные и уставшие кольца масло горит постоянно. Расход превышает половину литра на 1000 километров, а начиная примерно с 1 литра за машиной появится сизый дымок. Усиливающийся по мере дальнейшего износа.
Расход зависит от оборотов, поэтому наблюдать дым надо начиная со средних, порядка 3000. Дымление равномерное, сизое. Надо отличать его от серого или чёрного в случае переобогащённой смеси и от белого – признака попадания в цилиндры антифриза.
Компрессию можно измерить, но в большинстве случаев это не поможет, затянутые маслом поршни дадут её увеличение даже при значительных зазорах, но гораздо полезнее выполнить эндоскопию цилиндров. Состояние хона и наличие задиров даст окончательный диагноз – мотор придётся разбирать.
Анализ состояния двигателя по капле масла
Теоретически можно многое сказать о двигателе, если каплю масла из его картера поместить на бумагу и просушить. Образуется картинка, в центре которой сосредоточатся тяжёлые фракции продуктов износа двигателя и самого масла, далее концентрические зоны, окрашенные дополнительным пакетом, основой и всевозможными результатами работы моющих присадок.
Всё это очень интересно, и при наличии большого опыта позволит сделать ценный прогноз. Но в реальности никто этим не занимается.
Состояние очень дорогого или спорного двигателя можно и нужно анализировать по анализу масла, но делается это в лаборатории. Только так результат можно считать объективным и точным.
Для всех прочих более чем достаточно менее шаманских способов диагностики профессиональным мотористом. Это прослушивание, визуальный контроль отработанного масла в ёмкости после слива, эндоскопия, сбор анамнеза.
Разглядывать впитавшуюся каплю никакой необходимости нет. Тем более, что такой анализ потребует очень большого опыта, а при его наличии мастер поймёт, насколько прекрасно он без этого способен обойтись.