Что в машине под капотом и как называются детали

Основное внимание при обучении водителей автомобилей уделяется знанию правил и практическому вождению. Это очень важно, но незнание материальной части собственной машины тоже не способствует безопасности и уж точно повлечёт перерасход средств на эксплуатацию.

Надо знать хотя бы азы по назначению того, что имеется под капотом, и основы технического обслуживания автомобильной техники.

Типы двигателей

Автомобиль приводится в движение двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Это устройство, располагающее несколькими цилиндрами, в которых сгорает смесь из бензина или дизельного топлива с воздухом, оказывая давление на поршни, через шатуны вращающие коленчатый вал.

Далее вращение через трансмиссию (коробку передач и редукторы ведущих мостов) передаётся к колёсам.

ДВС можно классифицировать по нескольким признакам:

  • числу цилиндров, их может быть от двух до шестнадцати (если повезёт с благосостоянием), но чаще всего 4 или 6;
  • способу организации горения смеси – бензиновые или дизельные, у них разное топливо;
  • расположению под капотом – продольно или поперечно;
  • наличию турбонаддува, это частность, но такие моторы имеют свои особенности при эксплуатации.

Электромобили и гибриды – тема особая, интересная, но пока широко не распространённая.

Основные элементы и системы

Первый взгляд под открытый капот вызовет растерянность, у современного автомобиля там или всё закрыто пластиковой крышкой, похожей на ещё один капот, или образует вводящую в ступор путаницу проводов, трубок и непонятных блоков.

Преодолеть психологическое торможение можно рассмотрев принципиальную схему оборудования, относящегося к двигателю. Его не так много, если выделить основные системы, обеспечивающие работу ДВС и прочего оснащения машины.

Система питания

К ней относятся следующие элементы:

  • топливный бак с насосом;
  • фильтры;
  • рампа с форсунками;
  • блок управления.

Сейчас во всех машинах организован электронный впрыск топлива. Бензин или дизтопливо под давлением поступают к форсункам впрыска, которые и подают горючее в цилиндры.

Дозированием количества занимается микрокомпьютер, собирающий информацию с датчиков.

Система зажигания

На бензиновых моторах воспламенение смеси производится высоковольтной искрой между электродами свечей.

Сверху на двигателе можно увидеть катушки зажигания с разъёмами, а под ними в углублениях стоят свечи, ввёрнутые в отверстия головки цилиндров.

Управление двигателем

Зажиганием и питанием управляет электронный блок, он обычно расположен в салоне или безопасном месте под капотом.

К нему можно подключиться через разъём диагностики, для это существует большое количество сканеров, отображающих все параметры на экране планшета или ноутбука.

Электрооборудование

Питание всех узлов электроэнергией осуществляется от параллельно соединённых генератора и аккумулятора. Когда двигатель работает, энергия генератора идёт на питание потребителей, а также на заряд батареи.

Для запуска используется стартер, вращающий коленвал двигателя через маховик в задней части мотора.

Охлаждение мотора

Двигатель не идеален, поэтому он выделяет много тепла. Его сбрасывают в атмосферу через радиатор в передней части автомобиля. По системе циркулирует антифриз, его оборот производится водяным насосом (помпой).

Это же тепло используется для обогрева салона при помощи радиатора отопителя под приборной панелью.

Кондиционер

На передней части мотора можно увидеть компрессор кондиционера, вращаемый через ремень от шкива коленвала.

Он нагнетает хладоагент в радиатор кондиционера, откуда этот газ (фреон) поступает в салонный испаритель. Конденсор, он же радиатор кондиционера, находится рядом с основным радиатором охлаждения мотора.

Гидравлика и усилители

Для облегчения управления автомобилем применяются усилители руля и тормозов. Насос усилителя руля, если он гидравлический, также приводится ремнём от шкива коленвала.

Электрические усилители располагаются или на рулевой колонке в салоне, или на рейке рулевого механизма.

Привод рабочего тормоза также гидравлический с вакуумным усилителем, который можно увидеть на моторном щите вместе с главным тормозным цилиндром и бачком для жидкости.

Вблизи от него обычно располагается гидроагрегат антиблокировочной системы, от которого идут трубки к исполнительным колёсным механизмам.

Впуск и выпуск

На моторе смонтированы крупные трубопроводы впускного и выпускного коллекторов. На впуске стоит воздушный фильтр в пластиковом корпусе и дроссельная заслонка с механическим или электронным приводом.

Выпуск направляется в каталитический нейтрализатор, который принято располагать как можно ближе к двигателю. Дальше от него идут трубы системы выпуска.

Какие датчики под капотом

Основные датчики (сенсоры) системы управления двигателем:

Чем современнее и сложнее мотор, особенно дизельный, тем больше в нём набор сенсоров. Их функции, расположение и порядок проверки определяется ремонтно-диагностической документацией двигателя.

Показания можно считать при помощи сканера через разъём диагностики в салоне, на всех машинах они однотипные.

Оставить отзыв

К началу страницы