Почему туго крутится руль в автомобиле с гидроусилителем (ГУР)

Рулевое управление большинства автомобилей снабжено усилителем (электрическим ЭУР или гидравлическим ГУР), помогающим водителю поворачивать рулевое колесо и спасающим от обратных жестких ударов.

Устройство таково, что возможность руления сохраняется при отказе усилителей, но руль становится очень тугим, что связано с ощущениями на контрасте от внезапной поломки, а также с иным передаточным отношением механизма по сравнению с вариантами без ГУР или ЭУР.

Особенно остро это заметно при отказах гидравлики, которая сама по себе будет препятствовать водителю при наличии неисправностей.

Можно ли ездить если руль тяжело вращается

Кратковременное движение с соблюдением мер предосторожности возможно, но это аварийный режим, который нельзя считать безвредным по нескольким обстоятельствам.

  • Непривычное усилие на рулевом колесе небезопасно, поскольку водитель уже привык к легкому рулю и может не справиться с управлением в острой ситуации.

Будут нарушены точность и скорость реакции, а у некоторых может просто не хватить сил для быстрого поворота на нужный угол. Колеса займут непредсказуемое положение, что приведет к потере устойчивости или не позволит объехать препятствие.

По теме: Что делать если заблокировался руль и не поворачивается ключ зажигания

Надо учитывать, что на них присутствуют динамические моменты от тяги мотора или тормозного усилия, в зависимости от ситуации, которые раньше почти не проявлялись.

К тому же на некоторых автомобилях усилитель руля взаимодействует со системами стабилизации и прочим активным рулением.

  • Вторым нежелательным явлением станет возможное отсутствие смазки рабочей жидкостью узлов ГУР, которые пока не повреждены. Полусухое трение вызовет быстрый износ.
  • Также важно, что тугой руль может быть следствием не отказа усилителя, а иных поломок в рулевом управлении. Вот в этом случае движение категорически запрещено. Руль может быть просто заклинен с самыми тяжелыми последствиями.

Отсюда можно сделать вывод, что упомянутое кратковременное движение с тугим рулем настолько опасно, что можно лишь съехать с дороги в безопасное место для диагностики.

Продолжение движения к месту ремонта возможно лишь после выяснения точной причины отказа, но и оно запрещено правилами, вся ответственность ложится на водителя. Техническая и юридическая стороны вопроса здесь никак не связаны, законодательно такая езда недопустима.

По каким признакам можно обнаружить неисправность

При возникновении сомнений в адекватной работе ГУР следует обратить внимание на характерные признаки:

  • сопротивление повороту стало заметно больше от привычного уровня в разных ситуациях, на месте или в движении с переменными углами;
  • возникают угловые рывки или заедания;
  • поворачивать легче в одну сторону, а в противоположную заметно тяжелее;
  • нет разницы в усилии поворота колес с включенным или заглушенным двигателем, или она незначительна.

Последний признак можно использовать в качестве простейшей экспресс-диагностики отказа именно системы усиления.

7 причин тугого вращения руля

Конкретные источники неисправности подразделяются на общие проблемы с рулевым управлением или конкретно ГУР.

Износ рулевой рейки

Реечный рулевой механизм, для простоты именуемый рейкой, хотя шток с зубьями лишь его составная часть, изнашивается в местах зубчатого соединения с ведущей шестерней, а также опор штока в корпусе.

 

Это не относится к ГУР, но весь механизм содержит в себе также и составные части последнего, такие как исполнительные гидроцилиндры и золотниковый распределитель давления. Их износ также ведет к выбраковке рейки при диагностике.

Давление в покрышках

Места контакта шин с дорогой вообще не имеют отношения к системе рулевого управления, но прямо влияют на легкость руля.

Пониженное давление увеличивает площадь пятна, колеса становится тяжелее повернуть, особенно на месте или малых скоростях. И наоборот, высокое ведет к излишней легкости и плохой устойчивости автомобиля.

Развал-схождение

Углы установки колес, а их несколько, принято называть развал-схождением. Положение плоскостей вращения обеспечивает обратную связь на рулевое колесо, соответственно любые нарушения ведут к изменению усилия.

Признаки могут быть заметны как на месте, так и при различных скоростях и углах поворота.

Насос ГУР

Вся мощность, необходимая для помощи водителю в повороте, создается насосом гидроусилителя, который отбирает её от двигателя и преобразует в давление циркулирующей рабочей жидкости.

Любые отказы или снижение производительности, связанные с износом деталей насоса, ведут к снижению помощи вплоть до нуля, а также могут сопровождаться рывками или посторонними звуками из-под капота.

Это интересно: Ремонт распределителя рулевой рейки

Насос проверяется на стенде или в результате снятия и разборки. Но чаще его меняют в сборе.

Проблемы с маслом гидроусилителя

Вся система рассчитана на работу со строго нормированными параметрами гидравлической жидкости.

Игнорирование этого фактора при заправке, а также попадание на контрафакт, ведет за собой отслеживание усилителем температуры масла, затруднения в работе насоса и прочие неприятности.

Характерный признак – нормальная работа холодного механизма и проблемы после прогрева, а также наоборот, могут говорить о плохом масле, которое надо срочно менять.

Оно или не подходит по динамической вязкости, или образует пену, плохо смазывает, выделяет осадки, хотя аналогичные признаки бывают и при износе насоса.

Приводной ремень

Основная задача – передача мощности от шкива коленвала к исполнительным цилиндрам полностью провалится, если ременная передача на это неспособна.

Виной может быть проскальзывание плохо натянутого или изношенного ремня. Обычно он при этом издает громкие звуки, перегревается и полностью разрушается.

Завоздушивание системы

Главное свойство жидкости в любой гидравлике – её несжимаемость. Как только там появляются даже малейшие пузырьки газа, система отказывает.

При заправке маслом и во время эксплуатации из-за падения уровня в бачке такое вполне возможно. Ситуация устраняется прокачкой, которая обычно сводится к вращению руля по определенной методике.

Но если воздух попадает из-за неисправности уплотнений или деградировавшей жидкости, то поможет прокачка ненадолго.

Оставить отзыв

К началу страницы