Реечный рулевой механизм, иногда упрощенно именуемый рейкой, может быть свободным или снабжаться электрическим, а также гидравлическим усилителем. В последнем случае необходимо устройство, регулирующее помощь водителю во вращении рулевого колеса, а также определяющее направление усиления.
Содержание статьи:
Данный узел называют распределителем золотникового типа, иногда просто золотником или иными жаргонными терминами. Со временем данное устройство изнашивается, что вызывает затруднения при рулении.
Предназначение распределителя в рулевой рейке автомобиля
Конструкция узла может быть различной в зависимости от моделей автомобилей, но принцип действия примерно одинаковый. В состав распределителя входят:
- торсионный узел с золотником;
- ведущая шестерня червячной или иной зубчатой передачи на шток рейки;
- распределяющая втулка (катушка, такое название возникло из-за внешней схожести) с уплотнителями;
- подшипники;
- корпус с сальниками и штуцерами рабочей жидкости.
Общее назначение узла – перераспределение давления на поршни правой и левой стороны штока. Когда водитель поворачивает руль, торсион закручивается, приоткрываются соответствующие отверстия через втулку (катушку) в полости гидравлики.
Давление жидкости, создаваемое насосом гидроусилителя, складывается с усилием рук водителя, что значительно облегчает поворот. По мере перемещения штока торсион выравнивается, каналы перекрываются, усиление прекращается.
Водитель вновь начинает чувствовать ничем не маскируемую обратную связь с управляемыми колесами. Вместе с тем демпфирование продолжается, поскольку малейшее возмущающее усилие вызывает закручивание торсиона и возобновление действия высокого давления насоса ГУР.
Конструктивно распределитель может быть выполнен в виде отдельного съемного узла или укрупненного с корпусом всего механизма.
К нему подходят магистрали высокого и низкого давления системы ГУР, а отходят трубопроводы передачи жидкости к исполнительным гидроцилиндрам.
Как распознать неисправность
Типичные проявления неисправности распределителя заключаются в изменениях усилия на руле. Обычно в виде внезапно проявляющихся скачков в определенных положениях. Чаще всего до наступления прогрева жидкости, пока она еще достаточно вязкая.
Характерным признаком будет разница в сопротивлении руля при правом и левом поворотах.
Например, дефект насоса ГУР слабо зависит в своих проявлениях от этого фактора. При износе сальников узла будет наблюдаться течь жидкости из ГУР через полости штока в пыльники рулевых тяг, где она скапливается в большом количестве.
Точная локализация неисправности может вызвать затруднения из-за влияния составных частей ГУР друг на друга.
Для этого на специализированных СТО существуют стенды, где рейка с усилителем подключается к внешнему источнику давления, а входящее в состав оборудование укажет на точный диагноз.
Технология ремонта
Способы восстановления узла сильно зависят от конкретной модели автомобиля, а также от степени живучести деталей.
Некоторые вообще могут не требовать ремонта, другие скорее предусматривают его плановым от пробегу. В любом случае проблемы возникают скорее у коммерческих автомобилей с их интенсивной эксплуатацией, поскольку устройство работает в качественном масле и при его регулярной замене очень надежно и долговечно.
По теме: Из-за чего тяжело крутится руль с гидро- и электроусилителем
Также технология сильно зависит от доступности запчастей. Далеко не все из них поставляются или доступны для изготовления даже в хорошо оснащенном предприятии.
Тогда детали меняются на бывшие в употреблении или узел заменяется в сборе на новый или восстановленный в заводских условиях.
Разборка
После снятия с машины всего рулевого механизма от него отсоединяется узел распределителя. Крепеж может содержать резьбовые, штифтовые или стопорные детали.
Из корпуса вынимается золотник с торсионом и ведущей шестерней, а также распределяющая катушка.
Дефектовка
На деталях визуально определяется следы износа, они хорошо видны под качественным освещением под различными углами.
Особое внимание уделяется состоянию торсиона, шестерни, внутренней поверхности втулки (катушки) и корпуса, по которому работают её уплотнители. Наличие хорошо заметного износа говорит об утечках и требует замен и восстановительных работ.
Фрезеровка и запрессовка гильзы
Радикальным решением проблемы внутреннего износа корпуса будет его замена, что не всегда возможно из-за недоступности запчастей, а также аналогичного износа донорских. Принимается решение о восстановлении корпуса. Оно аналогично работам в двигателе по цилиндрам с учетом того, что ремонтные катушки не поставляются, потребуется гильзовка.
Существуют ремкомплекты, в которых присутствуют гильзы и набор уплотнений. Потребуется лишь расточить корпус под наружный диаметр гильзы. Это станочная процедура, особой сложности при наличии оборудования не представляет.
В гильзе уже могут быть перепускные отверстия, их надо только совместить. В противном случае гильза рассверливается по имеющимся отверстиям корпуса.
Это интересно: Как правильно подтянуть рулевую рейку
Вполне возможно произвести гильзовку и без станка, необходимо иметь набор приспособлений для фрезеровки и запрессовки. Это фреза с направляющими, оправки, силовые винты. Гильза подбирается по высоте и диаметру из ремкомплектов.
После фрезеровки она запрессовывается винтовой шпилькой с точной оправкой по диаметру.
Сборка и установка рейки
Кроме механических работ, производится замена прочих изношенных деталей. Это может быть втулка, уплотнители, сальники, торсион в сборе с золотником и ведущим червяком.
Особая осторожность проявляется при установке тефлоновых уплотняющих колец, они легко деформируются. Под ними могут быть резиновые упругие кольца, отсутствующие в нескольких конструкторских школах.
Готовый распределитель монтируется на отдефектованную и перебранную рейку, регулируется зазор в зубчатом зацеплении. Подсоединяются магистрали, узел монтируется на автомобиль.
Систему надо заполнить жидкостью и тщательно прокачать по инструкции к автомобилю для удаления малейших остатков воздуха. Восстановленный механизм имеет ресурс не меньше, чем у нового.