Для каждого двигателя известен заложенный изготовителем ресурс до капитального ремонта. Но это очень среднее значение, в реальности мотор может быть убит при пробеге в несколько раз меньшем, а бывает, что он служит, перекрывая вдвое-втрое положенный срок. Известны и рекордсмены, так называемые «миллионники».
Что самое интересное – в эту категорию может попасть и самый средний по долговечности агрегат, которому повезло с условиями эксплуатации. Специалистам хорошо известны все причины такого разброса в сроке службы автомобильных моторов.
Что влияет на ресурс ДВС автомобиля
Прежде всего стоит взглянуть на детали разобранного для ремонта двигателя. Особенно если он не один, а это многочисленные ДВС разных марок, приходящие на ремонт в специализированное предприятие.
Такая статистика позволит судить:
- о слабых местах конкретных моделей и модификаций;
- общих проблемах долговечности ДВС;
- состоянии деталей после выработки большого ресурса;
- причинах преждевременного попадания моторов в ремонт;
- корреляции между условиями эксплуатации и ресурсом;
- зависимости срока службы от своевременного технического обслуживания и его качества;
- влиянии особенностей личности владельца на износ автомобиля.
Отсюда легко выводятся рекомендации по продлению срока работы до предельного износа, в том числе и при выборе автомобиля, нового или подержанного:
- изначально недорогой двигатель, все детали которого несут следы экономии в производстве, не может служить дольше более качественно сделанного, при этом попадающего в высокую ценовую категорию;
- высоконагруженные моторы, когда при малом рабочем объёме и массе, сжатых габаритах и высокой удельной отдаче достигаются выдающиеся характеристики, не отличаются долговечностью;
- своевременное обслуживание и мелкий ремонт предотвращают отказы отдельных узлов, которые могут стать причиной крупных поломок и быстрых износов;
- напрягая мотор большими нагрузками или нежелательными для него режимами, можно очень сильно приблизить капремонт;
- любителям автоспорта стоит покупать приспособленные к этому машины, а не гражданские бюджетные изделия.
Стоит учитывать также, что ресурс теоретически измеряется в моточасах, а не километрах пробега. Изнашиваются и стационарные двигатели.
Какой срок службы у дизельного и бензинового мотора
Если принять средний срок службы среднестатистического бензинового мотора в 200 тысяч километров, то не сильно форсированный дизель прослужит 300.
Это связано с более жёсткой работой, из-за которой в дизельный двигатель закладываются усиленные детали. К тому же дизтопливо обладает определёнными смазывающими свойствами.
Это не означает, что дизели практичнее. Вопрос спорный, они дольше служат и меньше расходуют, но при этом их ремонт, особенно топливной аппаратуры, гораздо дороже.
Как увеличить ресурс двигателя
Способы обеспечения долголетия двигателям доступны каждому владельцу.
Смазка
Все механизмы в ДВС смазываются моторным маслом. Оно обеспечивает множество функций, в том числе и жидкостное трение, когда детали скользят по тонкой масляной плёнке.
Отсюда главное требование к обслуживанию – использовать только качественный продукт, подходящий данному мотору, и менять его не реже 7-8 тысяч километров пробега, а в отдельных случаях и чаще.
Манера езды
Механизмы не любят предельных режимов. И это не только максимальные обороты, но и нагрузки при малых. Большой крутящий момент развивается при скромных давлении маслонасоса и циркуляции масла.
Плёнка может разрушаться, происходят контакты металлов в подшипниках и прочих узлах трения, а в режимах максимальной отдачи – ещё и в условиях локальных перегревов.
Температурный режим
Мотор категорически нельзя перегревать. То есть следует обращать внимание на состояние системы охлаждения, вовремя заменять антифриз и контролировать его уровень.
При сомнительном состоянии лучше отключить в жару кондиционер и включить отопитель. Но не надо доводить до этого, исправная машина редко перегревается.
То же касается прогрева. Из него не стоит делать культ, доводя температуру до рабочей на холостых оборотах, но и сразу стартовать зимой не надо, а во время движения не давать больших нагрузок до полного входа в тепловой режим.
Обкатка
Современные моторы в ней не нуждаются. Меры на этот счёт приняты заводом. Но максимальный ресурс будет обеспечен, если первую тысячу эксплуатировать машину в щадящем режиме, при средних оборотах, и не выжимать акселератор до упора.
Моторные мелочи
Таковых в двигателе нет. Каждое требование инструкции (кроме сроков замены масла, которые надо сократить вдвое) надо выполнять.
Это надо знать: Что делать, если двигатель глохнет при открытии крышки для залива масла
На ресурс влияет всё, качество и состояние фильтров, правильность их монтажа, работа свечей, катализаторов (особенно, они умеют быстро убивать поршневую), привода ГРМ, зазоры клапанов и многое другое.
При малейшем проявлении, не говоря о регламентном сроке, неисправность надо устранять. Это же касается регулировочных работ, если они предусмотрены.
Тюнинг
Сложно вспомнить, какое усовершенствование двигателя не повлияет на его ресурс. Причём в 95% случаев в худшую сторону. Поэтому не надо бездумно «чиповать» блок управления или внедрять спортивный обвес впуска-выпуска.
Всё это работает, но тогда не стоит ожидать долголетия от машины. Цель любого бизнеса, включая автопроизводителей – что-то продать клиенту, а не обеспечить долгую работу механизмов. Отсюда и массовое появление «одноразовых» моторов с небольшим ресурсом и сложностями с ремонтом.
Бензин (дизтопливо)
Тут всё просто – заправляться только на проверенных брендовых станциях и применять бензин с наивысшим из допустимых инструкцией октановых чисел.
Если двигатель переносит некачественное топливо, то это не означает, что на нём он проедет столько же километров без ремонта. Экономии не получится. Оно и расходуется быстрее, и приближает капитальный ремонт.