Отопитель, он же печка, в салоне автомобиля не может считаться только элементом комфорта для пассажиров. Обеспечивая зимой прозрачность наружного остекления, он в принципе позволяет вести автомобиль. При его отказах зимняя езда невозможна, поэтому ежегодно перед началом холодного сезона стоит обратить внимание на состояние источника тёплого воздуха.
Содержание статьи:
Как появляется тепло в салоне автомобиля
Для нагрева воздуха в салоне в подавляющем большинстве случаев принято использовать тепло из системы охлаждения двигателя. Теплообменник отопителя представляет собой радиатор с большой площадью алюминиевых или медных сот, через который основной водяной насос мотора или дополнительная электрическая помпа прокачивает антифриз.
На некоторых машинах поток горячей жидкости через радиатор печки можно перекрывать краном, но чаще этого не делают, чтобы предотвратить нагрев салона в летнее время вполне достаточно перекрыть доступ воздуха к радиатору, с чем справляются воздушные заслонки.
Они работают значительно надёжней, чем жидкостные краны, особенно если изготовлены из качественного пластика на дорогих автомобилях. Водяные же клапаны в случае протечек могут оставить без жидкости всю систему охлаждения, что чревато очень дорогим ремонтом двигателя.
Это интересно: Промывка радиатора печки без снятия своими руками
Для эффективного теплообмена между салоном и радиатором необходимо организовать быстрый поток воздуха через печку. Естественный наружный обдув имеется не всегда, поэтому в конструкцию отопителя введён электрический вентилятор. Он может работать с различными скоростями вращения, если нет необходимости включения на максимальную производительность.
Предусматриваются режимы внутренней циркуляции воздуха и забор снаружи. В первом случае температура растёт быстрее, но появляется опасность запотевания стёкол с медленным отогревом. Для очистки воздуха предусматривается внутрисалонный воздушный фильтр.
Почему печка дует холодным воздухом
Причин может быть несколько, связываются они с нарушениями циркуляции жидкости или воздуха:
- недостаточное количество антифриза в системе, образование воздушных пробок;
- нарушения работы водяного насоса (помпы);
- сильное засорение радиатора отопителя как снаружи, так и изнутри;
- изменение формы, обрыв тяг или заклинивание воздушных заслонок, отказ их электрических или механических приводов;
- недостаточный прогрев двигателя из-за отказа термостата;
- современный экономичный мотор, особенно дизельный, не может прогреться при низкой температуре наружного воздуха без принятия дополнительных мер;
- забитый до полной непроходимости воздушный фильтр.
Если диагностика показала вину загрязнённого радиатора отопителя, то его придётся заменить, но можно и попытаться промыть.
Промывка отопителя салона лимонкой
Для внутренней промывки слабым раствором лимонной кислоты снимать радиатор печки не потребуется. Достаточно обеспечить доступ к патрубкам, куда надеты шланги от системы охлаждения двигателя.
- Собирается самодельная промывочная установка, состоящая из электропомпы (применяется на некоторых автомобилях, например, Газель, где управляет отоплением салона), длинных шлангов к патрубкам радиатора, источника питания и ёмкости с кипятильником.
- Приготавливается несколько литров раствора лимонной кислоты из порошка, примерно 100 г на литр, после чего заливается в ёмкость и нагревается почти до кипения.
- Включается помпа, и начинается процесс очистки. Проводить до тех пор, пока жидкость перестанет загрязняться.
- До промывки кислотой рекомендуется обезжирить радиатор, то есть прогнать через него на той же установке раствор любого моющего средства.
После очистки от накипи радиатор работает намного эффективнее. Если же это не помогает, его придётся заменить.
Замена печки (на примере Ауди А6 С5)
Доступ к радиатору печки для его замены на большинстве автомобилей затруднён. Придётся существенно разобрать салон. На одном из типичных примеров (модель автомобиля Audi A6 C5) можно показать, сколько времени может потребоваться.
- Изучается схема крепления всех деталей и панелей, определяются места расположения пластиковых защёлок и крепежа. Подбирается инструмент, это может быть обычный автолюбительский набор, а также расходники, антифриз, уплотнители, новый радиатор.
- Снимаются пластиковая панель со стороны ног водителя, после чего станет возможно снять пластиковую защиту печки (откручиваем 2 шурупа).
- После этого надо открутить два хомута и фиксирующую планку между подходящими патрубками.
- Далее вытягиваем патрубки из радиатора отопителя.
- На последнем этапе останется вытянуть печку под ноги водителя.
Оригинальный радиатор стоит очень дорого, но можно установить относительно дешёвый заменитель.
Срок службы его будет ниже, но раз в несколько лет можно повторять замену, тем более что после первого освоения технологии и совершения необходимых манипуляций уже будет требовать гораздо меньше времени.
Время использования радиатора зависит от качества антифриза и соблюдения сроков его замены. Причём таким простым отслеживанием правил эксплуатации можно не только продлить срок службы радиатора печки, но и что гораздо важнее, избежать перегрева двигателя из-за засорения всей системы продуктами коррозии и разложения базы антифриза.