В современном двигателе, как и в прочих узлах и агрегатах, имеется большое количество датчиков, прямо или косвенно измеряющих текущие параметры работы. Поскольку между их показаниями существует корреляция, а в памяти бортовых компьютеров хранятся модели работы, то можно программно оценивать исправность систем автомобиля и отдельных деталей. Такой режим называется самодиагностикой.
Содержание статьи:
Принцип работы бортовой диагностики
Допустим, имеется датчик (сенсор), измеряющий некий параметр двигателя. Это может быть температура, давление, скорость вращения, акустика или иная физическая величина.
В модели двигателя, которая заложена в память компьютера, а сейчас это любой значимый электронный блок бортовой системы, имеется допустимый разброс данной величины. Границы его меняются в зависимости от режима, то есть оборотов, нагрузки, пожеланий водителя, передаваемых через органы управления.
Это интересно: Сколько проработает двигатель без масла
Режим определяется по комплексу показаний некоторого количества задействованных датчиков. Изменяют его исполнительные механизмы, также управляемые компьютером. Если некоторое воздействие их на мотор вызывает неадекватные показания одного или нескольких сенсоров, то налицо неисправность.
Проблему можно вывести наружу непосредственно или после некоторого обсчета, позволяющего её конкретизировать.
Всё это выполняет встроенная система диагностики. Она включает в себя:
- программное обеспечение, зашитое в память управляющего блока;
- дополнительный софт, распределенный по периферийным микроконтроллерам;
- иногда специализированные контрольные датчики, не выполняющие управляющих функций;
- некоторое количество электронных устройств, обрабатывающих сигналы с сенсоров;
- органы ввода и вывода информации.
Последний пункт и проводит границу между самодиагностикой и внешним компьютерным анализом сервисного типа.
Особой разницы тут нет, но исторически принято считать самодиагностикой максимально примитивный режим, когда узнать, что произошло, можно без использования внешних контрольных приборов – сканеров, компьютеров и мотор-тестеров с соответствующими адаптерами и собственным программным обеспечением.
Подробно описать проблему и дать пояснительную информацию самодиагностика не может, но способна сформировать условный код ошибки, помогающий принять решение.
Часто этого оказывается достаточно, не все случаи отличаются сложностью и требуют инженера с осциллографом и большим опытом работы.
Зачем проводить самодиагностику двигателя
На первых двигателях с электронным управлением, самодиагностика в описанном выше смысле этого слова выглядела важной опцией.
Сервис отставал в развитии от авторынка, многие владельцы предпочитали действовать самостоятельно, а процедура позволяла получить важную первичную информацию о локализации неисправности через код ошибки.
Сейчас ситуация кардинально изменилась. Машины стали намного сложнее, а сервисная аппаратура – предельно доступной.
Достаточно иметь простейший адаптер, подключаемый к диагностическому разъему и бесплатное приложение для смартфона, планшета или ноутбука.
Пользователь получит развернутое описание неисправности, дополнительную информацию и возможность уточнить особенности конкретного случая.
Никто уже и не знает про замыкание каких-то контактов и подсчет числа миганий лампочек, дающих кодовое сочетание. Но вполне возможно, что на старом автомобиле и в сложной ситуации старые приемы могут пригодиться.
Что необходимо сделать перед диагностикой
Порядок подготовки зависит от конкретной модели автомобиля. Некоторым хватает органов управления на передней панели, а другие потребуют соединения между собой определенных пинов диагностического разъема.
Но в любом случае нужно будет включить зажигание, подав таким образом питание на электронные блоки и сделав программный сброс.
Затем контролируется правильная работа индикаторов на приборной панели, должны гореть постоянно или погаснуть те, которым это положено. Если нужный индикатор не работает, то диагностика исключена.
Погасание некоторых мешающих индикаторов связано с устранением причин их включения. Например, надо будет закрыть двери, пристегнуть ремни и дождаться окончания работы обегающего контроля.
Как сделать самодиагностику
Дальнейшая последовательность действий еще больше связана с организацией электроники данного автомобиля. Например, самый типичный случай:
- замкнуть два указанных в инструкции контакта на диагностическом разъеме;
- включить зажигание и следить за нужной лампочкой на панели приборов;
- лампа длительностью вспышек и пауз укажет начало выдачи кода, первую цифру по количеству вспышек, затем вторую, потом либо символ окончания посылки, либо паузы между вторым кодом, если их накопилось несколько.
Возможны и другие варианты. Некоторые машины выдают коды после определенных манипуляций с органами управления. Замыкать контакты не требуется, даже считывать код иногда нет необходимости.
Режим горения лампочки в сочетании с положением переключателя укажет на одну из неисправностей.
Как считать коды ошибок
Код ошибки при такой простейшей выдаче не будет расшифрован. Узнать, что он означает, можно по таблице кодов.
Их численные значения примерно совпадают с той таблицей, которая высвечивается и на сканере. Но возможности последнего выше, и кодов там больше. К тому же он может влиять и на исполнительные механизмы, выполняя их тестирование.
Чтение кодов однозначно не приводит к точному указанию места отказа. Часто самодиагностика выдает неисправность датчика, замена которого ни к чему не приводит.
Это означает, что система попала в ситуацию, где ошибка одного прибора вызвала неверные показания других, и она выбрала один из них, совершенно исправный. Такие же случаи обманывают и сканеры.
Если замена детали на заведомо исправную не решает вопрос, придется воспользоваться инструментальными проверками участков цепи на физическом уровне. Программа не может всё определить, поскольку сама она работает на неисправном оборудовании.
То же касается и механических отказов. Не всё в моторе контролируется электроникой. Сбитые фазы, потерю компрессии, низкое давление топлива, забрасывание свечей маслом и многое другое можно либо косвенно определить измерительными приборами, либо воспользоваться традиционной методикой мотористов.