При повреждении автомобиля в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП) необходимо оценить глубину и характер разрушений для последующего ремонта за счет страховой компании или оплаты. Проводимая при этом экспертная операция называется дефектовкой. В общем случае данная процедура может производиться и перед любым другим видом ремонта. Завершается она составлением итоговых документов.
Содержание статьи:
Что это за процедура
Страховой компании нужно знать, что конкретно повреждено в автомобиле. Для этого потребуется работа экспертов, которым страховщик доверяет.
Компания принимает автомобиль в ремонт, но предварительно ей потребуется решение о целесообразности этого, ведь она вправе выплатить стоимость и отправить клиента восстанавливать повреждения с самостоятельным выбором СТО. Поэтому первым этапом будет проведение оценки.
По теме: 7 признаков ДТП по салону автомобиля
Для определения объёма скорее всего машину придется частично разобрать. Не нанеся при этом дополнительных повреждений. Такая работа производится на стационарном автосервисе, где имеются подъёмники и весь нужный инструмент.
Плюс аттестованные специалисты, имеющие право на подобные процедуры.
- Автомобиль осматривается без разборки в присутствии уполномоченного комиссара. Намечается объём предстоящего снятия навесных элементов для оценки скрытых повреждений.
- Если машина новая, то работы проводятся у официального дилера. Только он имеет право вмешиваться в конструкцию и решать вопросы гарантии.
- После осмотра составляется акт с указанием стоимости деталей и работ. Если принято решение о ремонте на этой же СТО, то после необходимых согласований здесь же выполняются восстановительные работы.
- Сроки проведения дефектовки входят в общий срок ремонта автомобилей после ДТП. При этом до начала оценки должно пройти время, также регламентируемое законодательством. В результате до получения автомобиля клиентом срок суммирует время на направление и непосредственно ремонт. Это не более 50 дней. Что не всегда соблюдается.
Представитель страховщика участвует в дефектовке только на этапе визуальной оценки повреждений. Полностью акт оценки автосервис отправляет страховой компании до начала ремонта. После чего возможно изъятие автомобиля и выплата клиенту наличными.
Особенности дефектовки машины
Все операции по дефектовке должны оплачиваться страховщиком, включая диагностику и составление документов. Никакие дополнительные сложности, возникающие в процессе оценки повреждений, не должны возлагаться на клиента. Как и превышение сроков, предусмотренных законом. Допустимо только 20 дней до момента направления и 30 дней на оценку и ремонт.
Прочитай: Как найти владельца по номеру машины
В акте указывается стоимость только новых, одобренных изготовителем деталей. Применение запчастей, бывших в употреблении, как и товаров неизвестных производителей с сомнительным качеством, допустимо только с письменного согласия владельца автомобиля.
Все общение клиента происходит только со страховой компанией. Контакты с аффилированным автосервисом законом не предусмотрены, в том числе и по срокам исполнения.
Исключение – подписание соответствующего договора, на что соглашаться не рекомендуется. Однако клиент вправе фиксировать текущее состояние работ с автомобилем для составления возможных претензий к страховой компании.
Как проводится дефектовка авто после ДТП
В результате первичного осмотра выявляются все дефекты, кроме скрытых. Оценивается также исходное состояние транспортного средства. Возможно использование инструментальных методов, но разборка (демонтаж) не производится, поэтому скрытые дефекты вряд ли полностью выявятся.
Несмотря на большой перечень доступной информации, использование материалов фиксации ДТП и присутствие владельца.
Выявление скрытых дефектов
Скрытые изменения целостности конструкции будут выявлены в процессе ремонта после демонтажа деталей. Производящий его автосервис направляет в страховую компанию дополнительный перечень неисправностей.
Владелец при этом не присутствует, но может воспользоваться независимой экспертизой. Он также вправе после составления акта первичного осмотра самостоятельно снимать детали в автосервисе и фиксировать повреждения.
Нельзя соглашаться на предложение страховщиков самому доплатить за скрытые повреждения, а чтобы избежать подобных вариантов, следует указать их возможное наличие в заявлении о страховой выплате и потребовать дополнительную экспертизу с демонтажом.
По результатам независимой экспертизы страховой компании представляется досудебное требование о доплате.
Какие документы составляются
Вначале составляется акт осмотра, где указывается наличие и характер повреждений, а также иные сведения по установленному методикой расчета перечню.
К нему могут быть приложены фотодокументы, оформленные в установленном методикой порядке, а также документация по использованным инструментальным средствам.
При обнаружении скрытых повреждений составляется заключение об их наличии. Эта экспертиза может быть проведена независимой организацией по инициативе страховой компании при разногласиях с владельцем или им самим за свой счет.
Расчет дополнительных выплат может стать предметом досудебного или судебного разбирательства со страховой.