Можно заметить, что после остановки дизельного автомобиля на стоянке, даже если водитель уже удалился, двигатель продолжает работать еще пару минут. Это не забывчивость, а работа автоматики, сохраняющей ресурс мотора. По определенным причинам такой ДВС сразу после работы под нагрузкой глушить не рекомендуется. А чтобы водитель не сделал подобную ошибку, автомобили снабжаются отдельным управляющим устройством – турботаймером.
Содержание статьи:
Особенности эксплуатации дизельного мотора
По отношению к наличию турботаймера никаких особенных отличий у бензинового и дизельного моторов нет. Сейчас турбируется большинство двигателей, вне зависимости от применяемого топлива и организации рабочего цикла.
Да и разница между агрегатами прямого впрыска легкого топлива и дизеля стремится к нулю. Главное – максимальная отдача, экология и экономичность при минимальных размерах. Пока дизели лидируют по экономии, сильно отставая во многих других практических свойствах. Это связана с большой степенью сжатия, которую позволяет используемое горючее.
Но исторически сложилось, что массовое распространение турбин с питанием от энергии выхлопных газов началось именно с двигателей с воспламенением от сжатия.
Без увеличения наполнения цилиндров повышением давления на впуске от них трудно ожидать количественного роста показателей, тем более качественных изменений в конкуренции с искровыми моторами на бензине.
Отсюда и появление турботаймеров, особенно актуальных после внедрения турбонаддува на даунсайзинговые легковые дизели.
Предназначение турботаймера
Турбина агрегата наддува вращается с огромной скоростью. Иначе сложно решить несколько задач, стоящих перед турбокомпрессором автомобильного ДВС:
- он должен быть предельно компактным, места под капотом легковой машины исчезающе мало;
- энергия потока выхлопных газов должна утилизироваться максимально эффективно в широком диапазоне оборотов двигателя и нагрузок;
- подшипники, в которых вращается турбина, должны выдерживать очень высокие температуры при большой скорости вращения, то есть классические шариковые или роликовые тут не справятся.
В результате были выбраны опоры вала турбины в виде подшипников скольжения, то есть обычных втулок. Но огромные обороты порядка десятков тысяч в минуту не допускают даже малейшего появления режимов сухого или даже полужидкостного трения.
Вал обязательно должен «всплыть» в подаваемом под давлением моторном масле.
Температура вала, где с одной стороны размещена горячая крыльчатка в потоке выхлопных газов, а с другой – более холодная нагнетающая, высока и неравномерна.
Положение в узком зазоре между втулками и валом спасает только интенсивный обмен масла. Оно поступает под давлением в несколько атмосфер, после чего стекает в картер, где охлаждается.
Чем выше нагрузка на двигатель, тем больше обороты турбины и поток тепловой энергии через вал турбокартриджа. Если сразу после работы на средних или максимальных режимах остановить вращение и подачу масла, что происходит одновременно с выключением двигателя, то подшипники испытают настоящий тепловой удар.
Это интересно: Как работает турбина, ее устройство и эксплуатация
Масляный поток прекратится, а оставшееся в зазоре масло немедленно перегреется до невыносимой для него температуры.
Степень его деградации трудно предсказать, от потери свойств до полного выгорания с образованием твердого масляного кокса. Фактически турбину заклинит, она выйдет из строя сразу или после нескольких таких случаев.
Для предотвращения катастрофы надо дать двигателю немного поработать на холостых оборотах без нагрузки, чтобы турбина успела остыть до приемлемой температуры. Можно оставить это занятие водителю, но лучше справится автоматика – турботаймер.
Устройство
В конструкции штатно установленного таймера ничего сложного нет. Фактически это программный блок, который следит за моментом выключения мотора, может оценить его текущее состояние и реагирует на выключение зажигания (устоявшийся термин, на самом деле у дизеля нет искрового зажигания).
Он начинает отсчет времени после поворота ключа и через определенный промежуток сам выключит мотор. Водитель к этому моменту уже закрывает машину и уходит.
Плюсы и минусы
Достоинства вытекают из самого принципа работы. Прибор не позволяет в безобидной ситуации убить важный и дорогой узел турбомотора.
При этом сам он предельно прост, почти ничего не стоит и чрезвычайно надежен. При желании его можно установить самостоятельно.
Недостатки принципиально отсутствуют. Даже некоторые опасения при оставлении машины с работающим мотором беспочвенны.
Автоматика не даст её угнать и надежно заглушит двигатель в нужный момент. Некоторые проблемы могут возникать только при неграмотном монтаже в качестве опции или в комплекте с охранной системой, где эта функция имеется и задействована.
Как самому установить турботаймер
Чем технически сложнее машина, тем труднее внедриться в её электронную начинку своими силами с посторонним устройством. Но в бюджетном сегменте это относительно просто.
Приобретается установочный комплект устройства. После монтажа его в удобном месте на разъем выводятся необходимые сигналы и питающие линии:
- "+" и "–" бортовой сети 12 Вольт;
- управление питанием при вставленном, но не повернутом ключе;
- сигналы включения ручного тормоза, нейтрали МКПП и паркинга в АКПП;
- управление блокировками сигнализации.
В зависимости от конкретной модели набор проводов и схема подключения может отличаться. Подробности излагаются в инструкции.
Важно обратить внимание на принципиальную пригодность нештатного устройства к данной модели автомобиля и уже установленной охранной системе. Если есть сомнения, то лучше обратиться к профессиональному автоэлектрику.
Как отключить турботаймер при необходимости
Все приборы, устанавливаемые отдельно, можно отключить либо с брелока, либо с пульта на панели, либо физическим демонтажом управляющего реле из разъема.
Подробности всегда имеются в инструкции, их же можно найти в сети, указав модель системы.
Штатный турботаймер стал редкостью, поскольку производители давно используют иные методы борьбы с перегревом турбины. Но если он имеется, то отключать его не следует в любом случае, ремонт дороже всех мыслимых причин.