Особенностью появления посторонних звуков при пуске мотора в большинстве случаев является неготовность двигателя к нормальной работе по тепловому режиму, наличию смазки нужной вязкости в нагруженных узлах, а также невыход гидравлики на рабочее давление.
Содержание статьи:
Но проблема в том, что исправный силовой агрегат, даже работая громче, чем обычно, до окончания прогрева, не должен издавать громких, беспокоящих владельца звуков в виде стуков, скрежета и тресков.
Их появление, несмотря на последующее пропадание, говорит о начале прогресса неисправностей, грозящих полным отказом.
Что может создавать скрежет и скрип при запуске автомобиля
Источников звука ровно столько же, сколько и механических узлов в двигателе и навесных агрегатах. Поэтому есть смысл выделить ряд основных, наиболее часто проявляющихся.
Стартер
Для передачи крутящего момента от электродвигателя к коленчатому валу в стартере должно сработать втягивающее реле, затем щётки передать ток на коллектор, а муфта свободного хода (бендикс) своей ведущей шестерней войти в зацепление с венцом маховика.
Отсюда и потенциальные проблемы:
- при низком напряжении бортовой сети (разряженном аккумуляторе) или окисленных клеммах электропроводки втягивающее реле срабатывает и тут же отпускает, процесс происходит циклически и проявляется в виде треска;
- бендикс может пробуксовывать, вызывая скрежет в своей муфте;
- изношенные входы шестерен бендикса и венца не обеспечат уверенное зацепления, издавая громкий треск;
- звуки в виде скрежета будет производить изношенный электромотор стартера и его планетарный редуктор.
Устранение проблемы зависит от её локализации. Самый частый случай – падение напряжения, надо проверить аккумулятор и надёжность всех контактов.
Гидроусилитель руля
Насос ГУР должен создавать значительное давление, зависящее в холодном состоянии от вязкости рабочей жидкости и состояния деталей. Износ и люфты приведут к скрежету.
Характерным признаком будет усиление звука при попытке вращения рулевого колеса. Появится дополнительная нагрузка на насос, что добавит громкости и изменит характер шума.
Подшипники
Все вращающиеся детали навесного оборудования работают на подшипниках, которые со временем вырабатывают смазку и начинают разрушаться.
По мере прогрева вращение выравнивается, и звук может пропасть. Но его появление в самом начале говорит об появлении усталостных нарушений, трещинах в сепараторах и выбросе остатков смазки.
Если разобрать такой подшипник, то можно увидеть увеличенный зазор, следы питтинга и ржавую грязь вместо смазки. Заменяются подшипники или узлы в сборе, например, помпа или ролики.
Ремни генератора и система ГРМ
Вспомогательный ремень нагружает своим натягом направляющие ролики и шкив самого генератора. Чем сильнее натяг, тем быстрее износятся подшипники, а также сам ремень. Привод будет работать рывками большой частоты, что проявится акустически тем сильнее, чем ниже температура.
Замене подлежат натяжные и направляющие ролики, ремень, подшипники ротора генератора, его обгонная муфта. Если выполнять обслуживание в плановом регламенте и устанавливать качественные детали, то эта причина исключается.
На многих машинах распределительные валы приводятся зубчатым ремнём. Он очень надёжен, но долговечность ограничена.
Рекомендуется плановая замена комплекта из ремня, роликов и помпы примерно раз в 60 тысяч километров пробега. Доверять производителям, обещающим пробег в 120 тысяч и более, не стоит, это маловероятно, а вот обрыв ремня приведёт к большому ремонту мотора.
Источником стуков могут быть и детали клапанного механизма. Изнашиваются фазовращатели распредвалов, уходят клапанные тепловые зазоры или не держат давление гидрокомпенсаторы, где они установлены.
Здесь многое зависит от качества масла и его своевременных замен. Не 15-20 тысяч километров, как утверждают инструкции, а 7,5, максимум 10 тысяч. Далее масло сильно деградирует, а фильтр забивается продуктами износа.
Гидронатяжитель цепи
В современных моторах производители стремятся к минимизации объёма технического обслуживания, поэтому цепные приводы ГРМ снабжены гидронатяжителями. Эти изделия сами по себе не абсолютно надёжны, к тому же по мере износа цепи (они не вытягивается, как многие считают, а именно изнашивается) исчерпывается запас регулятора.
Ослабшая цепь начинает стучать, разбивая всё своё окружение, натяжители, успокоители, кожухи и сам гидравлический компенсатор. Замена комплекта нужна немедленно, весь привод быстро разобьётся, и мотор потребует капитального ремонта.
Как определить место треска в двигателе
В диагностике есть типовые случаи, когда мастер по характеру звука и моментам его проявления может уверенно сказать, что именно требует ремонта. Но иногда потребуется более внимательно прослушивать двигатель. Используются акустические и электронные стетоскопы.
Клапанные зазоры хорошо слышно со стороны верхней крышки. Это звонкие стуки с частотой, ниже скорости вращения коленвала. Гидрокомпенсаторы обычно начинают стучать при пуске, постепенно переставая по мере заполнения нагревающимся маслом. Стук распредвалов в своих постелях более гулкий.
Привод ГРМ слышен при исследовании передней крышки двигателя. Начало износа роликов проявляется в виде воя и свиста, после игнорирования необходимости замены переходит в скрежет, затем они полностью разрушаются с катастрофическими последствиями.
Подшипники навесного оборудования достаточно легко проверяются после снятия ремня. Они вращаются от руки с заметными перекатами деформированных шариков, издавая дребезг даже без нагрузки, а в помпе зазор увеличится настолько, что она перестанет удерживать жидкость своим сальником, потёки приведут к забрасыванию деталей антифризом.
Прочитай: Как устранить все источники появления скрипа в автомобиле
На ремнях не должно быть трещин, отслоений или надрывов. Но меняются они по регламенту, даже если выглядят идеально. Внутренние повреждения приведут к мгновенному обрыву.
Последствия
Тяжесть последствий зависит от конкретного мотора. Конструктивно они могут больше или меньше противостоять поломкам отдельных деталей, но в любом случае это будет означать буксировку или эвакуатор.
Если же выйдет из строя привод помпы, то двигатель моментально перегреется под нагрузкой и получит задиры или клин поршневой группы. Это капремонт, цена которого сравнима со стоимостью контрактного мотора.
По проблемам с приводом ГРМ моторы принято делить на втыковые и безвтыковые.
- У первых при сбое синхронизации распредвалов неизбежна встреча клапанов с поршнями, после чего придётся снимать и перебирать головку блока.
- Вторые просто остановятся, всё ограничится заменой привода ГРМ.
Но современный мотор наверняка от такой встречи не защищён. Экономия требует высокой степени сжатия, места для зависшего клапана в камере сгорания просто нет.
Отсюда и важность своевременного технического обслуживания с безусловной заменой расходников – ремней, роликов, цепей и приборов автоматического натяжения.