Как проверить исправность гидравлической подушки двигателя

Почти все поршневые моторы автомобилей теоретически не уравновешены, то есть создают вибрации при работе, частота которых зависит от оборотов коленчатого вала. Ситуация усугубляется взрывным характером доставки энергии топлива к кривошипно-шатунному механизму.

Против этой врожденной тряски принимаются самые различные конструктивные меры, в чем разработчики настолько преуспели, что вибрации современного двигателя практически никак не проникают в салон.

Одна из систем гашения колебаний – опоры силового агрегата, часто проще называемые подушками.

Предназначение и устройство опор двигателя

Если закрепить вибрирующий силовой агрегат жестко на кузове или раме, то все знакопеременные усилия в диапазоне частот вращения вала будут без изменений передаваться на прочие узлы и в пассажирский отсек.

Ничем хорошим это не закончится. Люди станут испытывать дискомфорт, с трудом переносимый в дальних поездках, вплоть до хронических заболеваний. А механизмы получат лишний мощный источник энергии для интенсивного износа.

Прочитай: Причины вибрация руля автомобиля в движении, при торможении и на холостом ходу

Вибрации ведут к усталости металла. Это надо понимать не буквально, а как чисто физическое явление – взаимные перемещения участков любой детали заканчиваются появлением сетки микротрещин, которые станут расширяться и все закончится поломкой.

Параллельно усилится коррозия из-за виброразрушения защитных слоев.

Для снижения уровня нагрузок агрегат изолируется от своих мест крепления промежуточными эластичными гасящими деталями.

В них металлические кронштейны крепления с одной стороны к двигателю, а с другой – к кузову, разделяются податливым материалом. Эта эластичная часть может быть выполнена различными способами.

Виды подушек двигателя

По мере совершенствования опор, вызванного ростом требований к их вибропоглощающим характеристикам, конструкции менялись и усложнялись.

Было важно приспособить подушку к работе в широких диапазонах частот и амплитуд. Реальные колебания зависят от режима работы двигателя, нагрузки на него, а также характеризуются сложным спектром.

То есть одновременно могут присутствовать вибрации разных частот, имеющие отличающуюся и переменную амплитуду.

Отсюда и направление развития:

  • простейшие резиновые подушки из цельного монолитного куска материала;
  • сочетание в одном изделии материалов с разными свойствами, в том числе и содержащими пустоты для расширения спектра компенсируемых воздействий;
  • добавление к эластичным материалам стальных пружин, имеющих задержку срабатывания и подключающихся при превышении определенной амплитуды, что дает прогрессивную жесткость и еще больше расширяет рабочий диапазон перемещений;
  • гидравлические опоры, где имеется две полости, разделенные мембраной и перепускными калиброванными клапанами, они работают с разными характеристиками по частотам, что полностью соответствует принципу действия гидроамортизаторов в подвеске, очень эффективно гасят колебательные процессы;
  • те же гидрооопоры могут конструироваться подобно амортизаторам активных подвесок, если в них включены перепускные клапаны с электронным управлением или магниторезистивная жидкость, изменяющая свою вязкость под действием внешнего магнитного поля, которое создается электронным блоком управления.

В последнем случае система по своим датчикам отслеживает текущий уровень виброускорений и точно их компенсирует, меняя мгновенную жесткость управляемой опоры. Это настолько же эффективно, насколько и дорого, но придает элитным автомобилям недостижимый иными средствами уровень комфорта.

Необязательно выполнять гидравлическими или тем более электронными все опоры силового агрегата. Достаточно одной-двух, а остальные останутся обычными металлорезиновыми подушками.

Почему опоры двигателя выходят из строя

Борьба с вибрациями не проходит бесследно для самой опоры. Работают два фактора – естественное старение резины и постепенное её разрушение от нагрузок. Действуют они одновременно, поэтому срок службы определяется как временем, так и пробегом.

Это интересно: Причины стука в передней и задней подвеске

Резина изнашивается сама по себе, образуются сначала микротрещины, которые расширяются, и все заканчивается разрывами. Усугубляет попадание воды в пустоты с последующим замерзанием и разрывающими перегрузками.

Параллельно нарушается соединение между металлом кронштейнов и упругим материалом. Вулканизация не выдерживает, опора приходит в негодность.

В более сложных подушках гидравлика не добавляет надежности. Масло вытекает не всегда, чаще опора заканчивается по тем же причинам, что и более простые – разрывы резины.

А при вытекшей жидкости изделие остается частично работоспособным, но диагностика упрощается.

Признаки неисправности опор

Основной признак – повышенные вибрации и неестественное положение силового агрегата. Вплоть до касания кузова отдельными частями, особенно при проверке, когда мотор работает на холостых и переменных режимах, то есть максимально раскачиваясь.

Визуально можно заметить замыкание в опорах металла на металл, резина полностью проминается.

Диагностика подушек двигателя

Проверка требует определенного опыта, с первого взгляда неисправную деталь трудно опознать. Она меняет конфигурацию, но надо знать, как она должна выглядеть и себя вести в рабочем состоянии.

Резинометаллические опоры

Обычно простые опоры эксплуатируют до такого предела, когда их отказ замечается сразу. Эластичный элемент грубо деформирован, резина растрескивается, разрывается и отходит от металлической основы.

Мотор накреняется в сторону погибшей подушки, при работе раздаются металлические стуки, а также во время резких перегазовок или трогания с места стучит по кузову.

Гидравлические опоры

Даже снятая опора может обладать серьезной упругостью. Вне зависимости от наличия в ней жидкости, которая работает только в своем диапазоне нагрузок, поэтому правила диагностики те же.

Основное отличие – если есть потеки, то сомнений быть не может, опора заменяется вне зависимости от состояния резины.

Промедление крайне нежелательно, нештатные перемещения двигателя в блоке с трансмиссией легко могут привести к более серьезным поломкам.

Оставить отзыв

К началу страницы