6 способов проверки высоковольтных проводов автомобиля

В настоящее время, тем более в будущем, наличие высоковольтных проводов, идущих от катушек зажигания бензинового двигателя к свечам – это скорее признак технической отсталости автомобиля. Никакой необходимости в них нет, давно существуют индивидуальные катушки, непосредственно подсоединяемые к свече.

Такая схема обладает многими преимуществами, однако до сих пор на ранее разработанных моторах ещё можно встретить анахронизм, иногда в стиле «милитари» ещё именуемый бронепроводами.

Предназначение ВВ проводов в автомобиле

Когда катушка зажигания вынесена на удаление от свечи, необходимо как-то донести высокое напряжение до электрода. Для этого использовался проводник, облеченный в массивную прочную изоляцию и снабжённый наконечниками – разъёмами в резиновых колпачках.

Поскольку напряжение вторичной цепи оценивается порядком в два десятка киловольт, то такой провод именовался высоковольтным (ВВ), что отражало его отличие от всей прочей автомобильной проводки, работающей в сети питания 12 или 24 Вольта.

Существует несколько разновидностей ВВ проводов.

  • Простейший провод из медного проводника в пластиковой изоляции.

Отличается низким сопротивлением токопроводящей жилы, но на этом все достоинства и заканчиваются. Низкие индуктивность и активное сопротивление способствуют интенсивному излучению радиопомех, что создаёт проблемы всему электронному и радиотехническому оборудованию автомобиля и окружающей обстановке.

  • С данной неприятностью, особенно на военной технике, пытались бороться экранированием проводов металлической оплёткой.

Отсюда и пошло название «бронепровод». Помогало плохо, зато вызывало дополнительные проблемы с прочностью изоляции и влагостойкостью, а также увеличивало цену и массу изделий.

  • Витой проводник из металла с повышенным сопротивлением по ферромагнитной центральной жиле.

Обладает повышенным распределённым активным сопротивлением, а также индуктивностью, дающей неплохую реактивную составляющую. Фронт импульса сглаживается, излучение падает, помеховая обстановка нормализуется. Такие провода имеются и сейчас в номенклатуре производителей.

  • Сложные кабели с неметаллической жилой, обладающей высоким погонным сопротивлением, хорошей прочностью и ферромагнитными свойствами.

Вариантов исполнения множество, как и применяемых материалов. Тут главное – не перестараться, слишком большое сопротивление длинного провода, да ещё и поддержанное встроенным в свечу дополнительным резистором, может привести к нештатному росту вторичного напряжения, пробоям даже самой прочной силиконовой изоляции и, что ещё более неприятно, отказам катушек.

Важно соблюсти два условия – при заменах согласовать провода со свечами по сопротивлению и качеству фронта нарастания напряжения, а также учесть особенности данного двигателя по длине ВВ проводов.

Если короткие могут иметь высокое погонное сопротивление, то длинные лучше выбрать с преобладанием реактивной составляющей.

Прочитай: Как проверить катушку зажигания, признаки неисправностей

Если водитель или даже профессиональный электрик не обладают опытом и знаниями до такой степени, то лучше не экспериментировать с аналогами, пусть и гарантированно совместимыми от серьезного производителя, а брать оригинальные изделия – свечи и комплект проводов.

Признаки неисправностей

Отказ ВВ провода приводит к нарушению искрообразования в цилиндре. Поэтому признаки здесь типичные – потеря мощности, «троение», увеличение расхода.

Точный диагноз ставится при помощи осциллографа моторного стенда – картинка плохого разряда хорошо известна диагностам.

Виды повреждений

Все повреждения подразделяются на механические и электрические. К первым относятся обрывы токопроводящей жилы. Сопротивление устремляется к бесконечности, но к удивлению непосвящённых в физику провод продолжает работать, часто без каких-либо проявлений.

Напряжение такое, что место обрыва легко пробивается и на искре в свече это не особо отражается, а иногда обрыв даже помогает, например при холодном пуске и плохом состоянии свечи. Но в целом энергия разряда уменьшается и общая отдача мотора снижается. Возможны пропуски и перерасход.

Второй случай – нарушение изоляции. Это уже более заметно, обычно мотор начинает троить и вибрировать, мощность падает значительно. Диагностика высвечивает лампочку чека.

Способы проверки высоковольтных проводов

Подозрительный ВВ провод достаточно легко проверяется, после чего подлежит замене.

Визуальный осмотр

Можно обратить внимание на оторванный наконечник, его слабое место – заделка кабеля. Иногда удаётся заметить места пробоя изоляции по следам обгорания.

Темное время суток

В темноте места пробоя хорошо видно при работе двигателя. Вокруг них наблюдается свечение коронного разряда или даже искра, проскакивающая на ближайшую металлическую деталь. При этом слышны характерные щелчки.

Проверка тестером

Сопротивление жилы проверяется омметром мультиметра. Если известна марка провода, то несложно найти величину его сопротивления, полного или погонного. В последнем случае оно пересчитывается на длину отрезка.

Существенное отклонение (вдвое и более) говорит о неисправности.  Даже не зная точных данных, получив значение выше 10 кОм можно уверенно сказать, что провод непригоден.

С помощью лампочки габаритов

Когда-то давно можно было при отсутствии омметра проверить кабель ВВ, соединив с его помощью лампочку с аккумулятором. Сейчас это невозможно, практически все провода имеют высокое сопротивление, лампочка светиться не будет даже при полной исправности.

С помощью отвертки

Вместо свечи в наконечник провода вставляется отвёртка, жало которой располагается от металла двигателя на расстоянии примерно 10 мм. Так имитируется простейший разрядник.

При исправном проводе будет видна искра. К сожалению, при неисправном тоже, способ крайне примитивен. Им можно лишь убедиться, что катушка выдаёт достаточно мощный импульс.

Подмотав провод на отвертку можно оценить и прочность изоляции. Не менее древний и малоэффективный способ, поскольку искра может проходить через ёмкость кабеля и жала.

Проверка осциллографом

Осциллограф, как и оценка полученной им картинки, доступны лишь электрикам высокой квалификации.

На осциллограмме они смогут увидеть зоны накопления энергии, пробоя, горения и колебательного процесса, оценив их параметры и сделав вывод об исправности всех элементов вторичной цепи. Максимально эффективно, но не всем доступно.

Советы по выбору высоковольтных проводов

Качественные провода должны продаваться комплектом с указанием OEM – каталожного номера производителя автомобиля. Пользоваться стоит только продукцией известных фирм. Но и из их линейки выбирается товар, наиболее подходящий конкретному мотору.

Не стоит пытаться понизить уровень помех или мощность разряда, меняя сопротивление кабеля. Особенно если установлены неоригинальные, хотя и подходящие по OEM свечи. Можно снизить параметры мотора и лишиться перегруженной катушки зажигания.

Надо понимать, что кроме длины и качественной изоляции, у кабеля есть характеристики активного и реактивного сопротивления, погонной ёмкости, предельных значений тока и напряжения. Обеспечить соответствие могут только подтверждённые заводские испытания.

Оставить отзыв

К началу страницы