Причины тряски и вибрации автомобиля

В автомобиле приняты все меры для исключения каких-либо вибраций на ходу или на месте. Давно прошли времена, когда это служило скорее признаком работы двигателя. Силовые агрегаты старательно балансируются, подвешиваются на качественных гасящих опорах, а все узлы ходовой части настроены на работу без возникновения каких-либо колебаний на любой частоте.

Поэтому возникновение подобных явлений говорит о наличии неисправности, которую надо устранять, не дожидаясь серьёзных повреждений.

Моменты появления вибрации автомобиля

Перед диагностикой машины надо собрать предварительную информацию об условиях проявления тряски.

Первое – это режимы работы, машина стоит на месте с работающим двигателем, едет с любой или находящейся в конкретном диапазоне скоростью, ускоряется или замедляется.

По теме: 10 самых ломающихся деталей в автомобиле

В последнем случае важно отличать работу тормозов и замедление накатом или с использованием двигателя.

На холостом ходу

Если автомобиль находится на месте, то вибрации могут исходить только от работающего мотора. Неважно, на каких оборотах это происходит, холостыми считаются любые частоты вращения без нагрузки.

В движении

Тряска на ходу, как правило, зависит от скорости, причём как по частоте, так и по амплитуде. Это следует учитывать при сборе симптоматики.

Особенно важно отмечать появление нежелательных колебаний в определённом достаточно узком диапазоне скоростей. Также фиксируется частота, она может совпадать с вращением колёс, коленчатого вала или элементов трансмиссии.

За счёт изменения передаточных чисел параметр меняется плавно или скачкообразно, это даёт важную для диагностики информацию.

На ходу изменяется также характер дорожного покрытия. Эффект может проявляться на ровной дороге или разного рода одиночных или повторяющихся неровностях.

Имеет значение и разница между прямолинейным движением и поведением в поворотах, наличием ускорений и замедлений с использованием двигателя или тормозной системы.

При торможении

Вибрация при пользовании тормозами достаточно однозначно будет указывать на их составляющие. Но и это не на 100%, в резонанс могут входить нагружаемые элементы ходовой части или колёса.

Даже срабатывание системы АБС для неопытного водителя может стать неожиданностью в некоторых неочевидных случаях.

Что может стать причиной тряски

После сбора характерных признаков переходят к выявлению конкретных деталей и узлов, передающих колебания на кузов и органы управления.

Диски и покрышки

Колёса – один из основных и наиболее понятных случаев проявления. Они должны быть идеально отбалансированы, поскольку обладают большой массой при достаточно высокой частоте вращения.

Причём статически, динамически и даже геометрически. Причин нарушений много:

  • некачественная балансировка;
  • пренебрежение динамической балансировкой, которую можно провести только на станке, а статическая, доступная каждому, может работать только до скоростей порядка 80-90 км/ч;
  • отрыв и потеря грузиков при езде;
  • попадание грязи и льда на внутреннюю поверхность дисков;
  • локальные повреждения корда покрышки;
  • изменение формы дисков после ударов;
  • ослабление затяжки колёсных болтов;
  • люфт ступичных подшипников.

Вибрации могут появиться уже после 50 км/ч и усиливаться с ростом скорости в такт вращению колёс. Возможны и резонансы на определённых скоростях.

ШРУС и полуоси

В исходном состоянии привода и полуоси не балансируются, поскольку плечо момента разбаланса тут минимальное, вполне достаточно точности изготовления.

Но в двух случаях всё же вибрация по их вине начнётся – это износ шарниров и геометрическое искривление от ударов. После такого значительная масса отклонится от оси вращения, момент при вращении станет достаточным для заметности.

Определить такое несложно после визуального контроля геометрии и проверки на люфты и зазоры.

Детали подвески

При разрушении шарниров типа сайлентблоков и шаровых опор, а также их посадочных мест в рычагах и креплений, могут появиться колебания на неровностях.

Идеально гладких дорог не существует, к тому же активно проявляются резонансные явления. Для исключения таких случаев надо провести полную диагностику ходовой части.

Рулевое управление

В рулевой системе возможны аналогичные нарушения при износе шарниров. Но основная причина жёстких вибраций связана с изменениями или неправильной регулировкой углов установки колёс.

Это касается не только передней оси, но и задней, которой редко уделяется должное внимание. Дополнительный источник люфта — рулевой механизм. Получив свободу, его детали легко переходят в колебательное движение.

Трансмиссия

Основной источник вибраций по вине трансмиссии – это карданный вал на автомобилях с задним приводом. Длинная и массивная деталь очень чувствительна к геометрическим изменениям.

Она обязательно подвергается балансировке после изготовления, что не всегда соблюдается при замене крестовин или шарниров равных угловых скоростей.

Сильные вибрации дают повреждённый эластичные муфты, которые применяются на многих легковых автомобилях в качестве шарниров карданного вала.

С работой кардана связаны валы коробки передач и ведущего моста. Здесь из-за износа и нарушения регулировки появляется люфт в подшипниках, карданный вал отклоняется от своей оси и входит в резонанс.

Вибрации могут наблюдаться при трогании с места. На машинах с механической коробкой передач это означает износ сцепления, поломку его демпфера или двухмассового маховика.

ДВС

Двигатель вибрирует при выходе из строя подушек его подвески. Они могут быть чисто резиновыми или с масляной гидравликой. Последние очень эффективны, поэтому их отказ даст хорошо заметную вибрацию

Никакие подушки не изолируют тяжёлый агрегат, если он сам разбалансирован. Колебания возникнут при пропусках воспламенения в цилиндрах, что потребует диагностики мотора.

Проверяются системы зажигания и впрыска топлива. Постоянное «троение» быстро разрушит подушки крепления мотора и смонтированной в блоке с ним трансмиссии.

Тормозные колодки и диски

Если вибрация появляется при торможении, то в первую очередь проверяются диски. Они легко искривляются при перегреве или быстром охлаждении после попадания в лужу. Такой диск подлежит замене в паре со стоящим с ним на одной оси, даже если тот ещё не повреждён.

Колодки вызывают тряску при сильном износе, перегреве, а также исходно низком качестве. Замена обязательна, полным комплектом и только на изделия заведомо надёжной проверенной фирмы.

Попутно проводится ревизия и обслуживание суппортов, включая смазку и замену деталей при сильном износе и коррозии.

Топливный фильтр

Фильтрация горючего – обязательное условие сохранности мотора и защиты магистрали от засорения. Но при переполнении фильтра, которое может произойти в любой момент по вине ржавчины в баке или некачественного топлива, наступает обеднение смеси, пропуски воспламенения и вибрация силового агрегата.

Фильтр надо менять при каждом ТО, чего многие не делают из-за плохого доступа на ряде автомобилей.

Пропускать сроки замены с определённой долей риска можно только при заправках заведомо чистым и проверенным бензином, при этом в баке всегда надо поддерживать запас не менее трети от полного объёма.

Оставить отзыв

К началу страницы